Фото: ТАСС/ Станислав Красильников
На этой неделе российский прокат ни жив ни мертв – в кино выходят не слишком удачный боевик "Ганмен" с Шоном Пеном, "Полтергейст" (эта премьера кажется не очень удачной шуткой – тягаться с одноименным классическим хоррором Тоба Хоупа и Спилберга? Вы серьезно?), удовлетворительные "Пионеры-герои" – русское кино про призраков другого рода (светлое пионерское детство, пошатываясь, входит во взрослую жизнь трех молодых профессионалов из "Останкино" и разрушает ее садо-мазо-фантазиями о фашистских застенках и тоской по Великой Идее). Но есть две хороших новости – психоделический пиксаровский мультфильм "Головоломка" (про жизнь эмоций в отдельно взятой голове американского мальчика) и Московский кинофестиваль.
ММКФ принято критиковать – за безденежье, авральные методы работы, неразбериху и недостаточную концептуальность программ, да, еще и за неважность и незначительность конкурса. Фестиваль, и правда, традиционно производит несколько сумбурное впечатление, но, учитывая однобокость российского проката (на нынешнем фестивале есть даже специальная программа "Фильмы, которых здесь не было"), свою простую, но важную функцию – показывать хорошее кино на большом экране – он выполняет.
"Шлагбаум"
Что же касается конкурса, то тут нужно понимать, что отборщики фестиваля последние годы смотрят в основном на Восток, на маленькие и экзотические кинематографии Восточной Европы и Азии, именно этим фильмам ММКФ дает отличный старт. При этом традиционно в конкурсе припрятана какая-нибудь великая, эксцентричная дичь, и угадывать ее – а вовсе не победителя – главное развлечение киноманов (предполагаем, что сейчас таким сюрпризом окажется безбюджетная социальная драма "Шлагбаум" казахского режиссера Пошанова о нелегкой борьбе студента-боксера за свою независимость от богатого папы).
"Шлагбаум". Фото: kino-teatr.ru
"Милый Ханс, дорогой Петр"
На другом полюсе конкурсной программы – три (и это очень много) российских фильма. "Арвентур" экспериментального режиссера Ирины Евтеевой, провинциальная драма Андрея Прошкина "Орлеан" по сценарию Юрия Арабова и, наконец, вообще главный российский фильм года – "Милый Ханс, дорогой Петр" Александра Миндадзе (надеемся, он возьмет золото). Это жуткая и невероятно экспрессивная даже не история, а зарисовка жизни группы немецких военных инженеров, разрабатывающих стекло для оптических прицелов на советском заводе в 1940-м году. Предчувствие близящейся войны между двумя тогда еще союзниками разлито в воздухе, и героям – как немцам, так и русским – некуда бежать, некуда спрятаться от схлопывающегося пространства неприязни и паранойи.
"Милый Ханс, дорогой Петр". Фото: proficinema.ru
Чтобы просто перечислить остальные стоящие фильмы, спрятанные во внеконкурсных программах ММКФ, здесь не хватит места, поэтому остановимся на обязательных к просмотру.
"Эйзенштейн в Гуанахуато"
Уже упомянутые "Фильмы, которых здесь не было" – это скандально известный "Эйзенштейн в Гуанахуато" Питера Гринуэя (первая часть эйзенштейновского кинопроекта, в которой вполне внятно и иронично, на страх "Госфильмофонду", демонстрируется гомосексуальность главного советского режиссера), "Клуб" Пабло Лорейна (драма о секретной как бы тюрьме для католических священников, замешанных в сексуальных и прочих преступлениях), новый фильм певца подростковой сексуальности Ларри Кларка – "Наш запах" про парижских скейтбордистов. А в программе "Тропическая эйфория" – фильм, которого, здесь, скорее всего не будет – "Рыцарь кубков" Теренса Малика, меланхоличная экзистенциальная драма о голливудской тоске (ею мается герой Кристиана Бейла).
"Эйзенштейн в Гуанахуато". Фото: imdb.com
"Вокруг Фассбиндера"
Главная ретроспективная программа ММКФ в этом году – "Вокруг Фассбиндера". В год 70-летия режиссера в Москве покажут кучу фильмов, повлиявших на Фассбиндера – и снятых под его влиянием, от анилиновой мелодрамы Дугласа Сирка "Все, что дозволено небесами" до черно-белого нуара "Убийца по контракту" ( "Не люблю убивать женщин. Они слишком непредсказуемы," – делится практической мудростью его герой), от театрализованной панорамы военного города – "Королевства Неаполь" Вернера Шретера до анархической буффонады Рудольфа Томе "Красное солнце".
Райнер Фассбиндер. Фото: imdb.com
Не менее важна и программа старых фильмов знаменитой китайской киностудии "Сиань", ставшей гнездом китайской новой волны 80-х, режиссеров так называемого "пятого поколения". На Сиань работали и Чжан Имоу (его знаменитый "Красный гаолянь" был снят именно тут), и Чен Кайге. В фестивальной рестропективе – менее известные у нас, но не менее великие картины – например, "Конокрад" Тяня Чжуанчжуана.
"Ночной кошмар". Фото: imdb.com
И нужно сказать о документальных фильмах ММКФ. Кроме небольшой подборки самых жестких и натуралистических работ австрийца Ульриха Зайдля, нам покажут "Взгляд тишины" – второй фильм Джошуа Оппенхаймера о массовых чистках в Индонезии 60-х (теперь история рассказывается не палачами, а жертвами). А из относительно веселого – "Ночной кошмар" Родни Ашера, завиральное исследование фильмов про сонный паралич и кошмар на улице Вязов, а также няшный корейский "Дорогая, не пересекай эту реку", эталон "доброго кино" – про счастливую старость и смерть двух очаровательных старичков в розовых штанах.
"Юный патриот"
Также обязателен к просмотру "Юный патриот" – занимательная хроника взросления подростка из китайской глубинки, по молодости размахивающего красным флагом, одевающегося в милитари и мечтающего пойти в армию, чтобы мочить недовольных в Тибете и Уйгурии, но по мере знакомства с реальной жизнью (финансовые неурядицы, педагогическая практика в неблагополучных районах на границе с Тибетом и т.п.) приходящего к выводу, что "настоящий патриотизм – это очень сложно".
Василий Корецкий