Московскую железную дорогу можно с полным на то основанием причислить к крупнейшим владельцам городской земли. В столице под путями, товарными и сортировочными станциями, другими объектами инфраструктуры в совокупности находится почти 7 тысяч гектаров территории города.
Все это хозяйство досталось нам в наследство от конца 19 века, когда первопрестольная превратилась в крупнейший логистический узел Российской империи. С тех пор рельсы и грузовые дворы прочно вросли в ткань города и стали тормозом для развития удобной, связной, доступной городской среды.
С одной стороны железнодорожные пути действительно нарушают связность, занимают слишком много дорогой городской земли. Но там, где одни видят только препятствия, другие - новые возможности.
Так, уже в 2015 году должно быть запущено регулярное движение по Малому кольцу железной дороги. Скоростные поезда, удобные новые вагоны, сокращенный интервал между поездами, 31 остановка и 19 крупных пересадочных узлов. Все это должно помочь разгрузить московское метро.
На градостроительных форумах и конкурсах по развитию московской агломерации часто звучит предложение использовать европейский опыт трансформации городских железнодорожных путей. Те, кто бывал в Берлине или Париже и пользовался там общественным транспортом, знают, что в этих городах есть две разные подземки.
Одна - старое доброе метро. А вот второе - это частично убранные под землю скоростные городские электрички, соединяющие центр и окраины, вокзалы и дальние пригороды. Аналогом парижской системы RER в Москве могли бы стать тоннели, соединяющие некоторые вокзалы. Насквозь, через центр города, с остановками и пересадками на обычное метро.
У нас тоже есть замечательные идеи, что и как убрать под землю, но на это пока не хватает средств. Есть более первоочередные задачи.
Николай Петров