Новости

Новости

09 января 2014, 12:32

Культура

Марлен Хуциев поделился опытом с начинающими режиссерами

Марлен Хуциев провел мастер-класс для студентов Летней киноакадемии

Советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, педагог и, по собственному признанию, "вечный студент" Марлен Хуциев провел мастер-класс в рамках Летней киноакадемии. Сетевое издание М24.ru провело онлайн-трансляцию лекции классика отечественного кино, который успел побывать в гостях у Фредерико Феллини и станцевать с его супругой Джульеттой Мазиной.

По мнению режиссера, корысть и искусство – вещи несовместимые. Для того чтобы снять хорошее кино, надо перестать думать о деньгах и мыслить образно, как мыслят поэты. А чтобы стать хорошим режиссером, необходимо обладать двумя качествами – уверенностью в собственных силах и сомнением, считает режиссер.

Марлен Мартынович Хуциев родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) 4 октября 1925 года в грузинской семье актрисы и коммуниста-революционера. Режиссером Хуциев стал случайно. При всей любви к кинематографу по окончании школы он пытался безуспешно поступить в Тбилисскую Академию художеств. Время было военное, и для того, чтобы получить карточки на еду, необходимо было либо учиться, либо работать.

В 1944 году через знакомых матери Хуциева взяли на работу в студию комбинированных съемок, где он погрузился в творческую атмосферу, даже несмотря на то, что выполнял "черную" работу. По мнению самого режиссера, яд съемочного процесса, попав в кровь однажды, заражает ее на всю жизнь.

После войны в 1945 году Марлен Хуциев, последовав совету своего товарища по школе, приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры в мастерскую Игоря Андреевича Савченко, который снял такие фильмы, как "Гармонь", "Богдан Хмельницкий" и многие другие.

Сам Хуциев свою учебу во ВКИКе оценивает как долгий процесс созревания творческой личности. Его однокурсниками были Алексей Коренев, Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров, и другие известные люди советского и российского кинематографа. Дипломной работой Хуциева стала короткометражка "Градостроители", которую режиссер смонтировал сам.

После окончания института Хуциев работал помощником режиссера дубляжа на киностудии им. Максима Горького, а в 1955 году его пригласили вторым режиссером на съемки фильма "Ляна".

Первую полнометражную картину Марлен Хуциев снял в 1956 году на Одесской киностудии. Это была "Весна на заречной улице" - совместная работа с однокурсником Феликсом Миронером. После выхода на большие экраны картина пользовалась огромной популярностью, ее посмотрели более 30 миллионов зрителей. Более того, благодаря этому фильму в Советском Союзе впервые появилось понятие "культовое кино".

"Весна на заречной улице"

  • Режиссер – Марлен Хуциев, Феликс Миронер
  • Сценарий – Феликс Миронер
  • Операторы – Петр Тодоровский, Радомир Василевский
  • В главных ролях – Нина Иванова, Николай Рыбников

История взаимоотношений юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика. Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг он получает отпор!..
Поначалу он пытается играть в безразличие. Но проходит время - и он вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство.

Вслед за этим фильмом в 1958 году вышла лента "Два Федора", в которой впервые сыграл Василий Шукшин.

"Два Федора"

После окончания Великой Отечественной войны солдаты возвращались домой. Вместе со своими однополчанами ехал в родной город Федор (Василий Шукшин). Во время одной из остановок в пути он повстречал беспризорника, который оказался его тезкой. Пожалев сироту, солдат предложил маленькому бродяге стать его отцом, и тот согласился. Жили они дружно и спокойно до тех пор, пока Федор-старший не надумал жениться. С появлением в доме женщины в сердце мальчика появилась тревога.

Следующий фильм Хуциев снял в 1962 году, и назывался он "Застава Ильича". Рабочий вариант фильма был показан первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который жестко раскритиковал ленту. Спустя два года фильм вышел на экраны в измененном виде, с новым названием "Мне двадцать лет". Из картины были вырезаны непостановочные съемки выступлений на поэтическом вечере Андрея Вознесенского, Булата Окуджавы, Беллы Ахмадулиной, Риммы Казаковой и Евгения Евтушенко.

В 1965 году фильм получил специальный приз жюри на Венецианском международном кинофестивале и премию "Золотая пластина" на МКФ европейского кино в Риме. А полная версия картины вышла лишь через двадцать лет - в 1988 году.

Дальнейшая кинокарьера Хуциева продолжалась на киностудии "Мосфильм". В 1966 году он снял кино "Июльский дождь", после чего решил попробовать свои силы в театральной режиссуре и в актерском мастерстве. На сцене театра "Современник" он поставил спектакль по пьесе Артура Миллера "Случай в Виши". А в 1968 году снялся в комедии "Золотой теленок", однако сцена с его участием в итоге в фильм не попала. Затем Хуциев исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты в музыкальном фильме "Интервенция", а также сыграл кавказского князя в фильме "Гори, гори, моя звезда".

В 1968 году Марлен Хуциев стал художественным руководителем творческого объединения "Экран" на Центральном телевидении. Через два года он выпустил фильм "Был месяц май", который высоко оценили и зрители, и кинокритики.

В 1978 году Хуциев возглавил мастерскую во ВГИКе, а в 1987-м - кафедру режиссуры игрового кино.

Перерывы между следующими картинами режиссера были очень долгими – почти 10 лет. Но самого Хуциева это не смущает, поскольку за количеством его работ скрывается возраст – "мало фильмов, значит, молодой"...

Документальная картина "И все-таки я верю", начатая еще Михаилом Ромом и завершенная его учениками, в числе которых был и Марлен Хуциев, вышла в 1974 году. Фильм "Послесловие" увидел свет в 1983-м, а философская драма "Бесконечность" вышла в 1992 году. Спустя еще 10 лет в 2001 году вышел фильм "Люди 1941 года".

После этой картины Хуциев вместе со своим сыном – выпускником режиссерского факультета ВГИКа – начал писать пьесу об Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом, которая легла в основу сценария фильма "Невечерняя". Работа над этой лентой началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

Анна Лебедева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика