Выставка "Музеон: пластика места", приуроченная к 25-летию парка искусств, открылась в арке главного входа парка Горького. Экспозиция рассказывает, как развивалась территория, где сегодня находится "Музеон", со времен подворья крымских татар до современного парка, построенного по образцу нью-йоркского Хай-Лайна. Кураторы выставки провели экскурсию для Москвы 24.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
Сегодня мало кто знает, что "Музеон" – это не просто место для прогулок, но еще и самый большой в России музей скульптуры под открытым небом: на его территории находится несколько сотен работ советских легенд – Веры Мухиной, Евгения Вучетича, Сергея Меркурова и других мастеров.
В 2017 году 14 июля парку исполнилось 25 лет, и сотрудники теперь уже объединенных парков Горького и "Музеон" решили рассказать историю этого места.
Мультимедийная экспозиция заняла четыре небольших зала, а также крышу главного входа, которая, помимо того, является смотровой площадкой, откуда открывается потрясающий вид на парки и Садовое кольцо. Кураторы сделали таймлайн, на котором можно проследить, как менялось это место от поселения крымских татар XVI века до сегодняшнего дня.
Когда-то прямо за территорией нынешнего парка уже начинались луга, за которыми ухаживали лужники, – отсюда и название соседнего с "Музеоном" района. После того как крымские татары покинули эту территорию, была отстроена Крымская набережная. Здесь появились бараки, существовавшие до середины XX века. В основном дома были полукаменными, потому что из-за частых пожаров первый этаж старались делать из камня, а второй – из более дешевого дерева. Именно такой дом себе здесь построил Павел Третьяков. Он, кстати, сегодня сохранился и находится в Голутвинском переулке. Сейчас он находится в законсервированном состоянии, впоследствии Третьяковская галерея создаст там музей.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
Также на этой территории существовала Голутвинская мануфактура. Красное здание до сих пор существует, но переделано в бизнес-центр. И, конечно, эта мануфактура влияла на развитие всего района, потому что вокруг начали селиться рабочие. Они обустраивали тут свой быт, строили жилье. Мануфактура занималась производством текстиля, поэтому место начало называться Красные текстильщики. После ее выкупил Рябушинский, а с приходом советской власти мануфактура была национализирована.
Одним из ключевых сооружений этой территории стал Крымский мост. Их было несколько. Первый был простой деревянной переправой, потом ее заменили довольно узким металлическим мостом, а в 1936 году в результате конкурса победил проект Александра Власова. Он был главным архитектором парка Горького, а еще занимался восстановлением Крещатика в Киеве после Великой Отечественной войны. Его проект был по-настоящему инновационным для своего времени: это был первый вантовый мост в Москве и собрали его в кратчайшие сроки – за 50 дней. На сохранившихся фотографиях, представленных в экспозиции выставки, можно увидеть, что старый мост на время строительства разбирать не стали, его просто сместили баржами ниже по течению.
Фото: m24.ru/Никита Симонов
До 1923 года на соседней территории парка Горького ничего не было, кроме городской свалки. Но в 1923-м по личному указу Ленина было решено территорию расчистить и провести тут большую сельскохозяйственную выставку. Выставка была подготовлена очень скоро, а на территории "Музеона" разместился иностранный отдел, где были американское, немецкое и английское представительства. Но после выставки эта территория вновь пришла в запустение практически на 30 лет.
Уже позже, в 1965 году, на этой территории стали строить новое здание, которое сегодня делит Центральный дом художника и Новая Третьяковка. Его строительство растянулось аж до 1983 года. Сегодня после объединения территорий в 2015 году парк искусств "Музеон", музей "Гараж" в парке Горького, а также здание Третьяковки превратились в единый культурный комплекс.