Кадр из фильма "Уцелевший". Фото: imdb.com
Уже на этой неделе, 2 марта, в США вручат главную премию в области кинематографа - "Оскар". За звание лучшего фильма поборются такие "гиганты", как "Волк с Уолл-стрит" Мартина Скорсезе, "Афера по-американски" Дэвида О. Расселла, "Далласский клуб покупателей" Жана-Марка Валле, "Гравитация" Альфонсо Куарона, "12 лет рабства" Стива Маккуина и другие. А вот во второстепенных номинациях "Лучший монтаж звука" и "Лучший звук", которым обычно не придают большого значения, фаворитами можно назвать вышеупомянутую "Гравитацию" и "Уцелевшего" Питера Берга.
Кинообозреватель M24.ru Максим Эйдис рассказывает, почему "Уцелевший" не попал в главные номинации престижной кинопремии, но сможет взять "Оскар" за лучший звук.
Июнь 2005 года. Афганистан. Четырем солдатам подразделения "морских котиков" под командованием Маркуса Латтрелла (Уолберг) поручена важная задача: они должны выследить и убить одного из главарей талибов, моджахеда Ахмада Шаха. Однако в ходе выполнения задания, уже в непосредственной близости от ставки врага, "котики" натыкаются на трех мирных пастухов. Перед ними встает дилемма: устранить препятствие (то есть попросту убить трех мирных жителей, у которых, правда, они находят рацию) или отпустить их, зная, что через несколько минут о том, что в горах прячутся американцы, узнает Ахмад Шах. После недолгого обсуждения, командир принимает решение отпустить пленников и поспешно скрыться в горах. Однако вершина горы оказывается "ложной", и талибы без труда находят маленький отряд. С ними завязывается ожесточенная перестрелка…
Кадр из фильма "Уцелевший". Фото: imdb.com
Церемония вручения премии "Оскар" уже совсем близко и, похоже, одной из главных ее интриг станет соревнование между "Гравитацией" Альфонсо Куарона и "Уцелевшим" Питера Берга в номинациях, которым обычно не придают большого значения: "Лучший звук" и "Лучший монтаж звука". Казалось бы, Куарону, с помощью виртуозных спецэффектов буквально засунувшего зрителя в скафандр астронавта, нечего бояться. Однако сцена боя четырех "морских котиков" с талибами в фильме Питера Берга не только мастерски снята и смонтирована, но и великолепно озвучена. Сидя в зале, невольно хочешь пригнуться, чтобы не нарваться на пули, свистящие над головой. Кажется, что пули везде – не только сверху, но и слева, справа, повсюду. Возникает полная, абсолютная иллюзия присутствия – во всяком случае, у тех, кому не довелось побывать на настоящей войне. А ведь именно благодаря иллюзии присутствия эксперимент братьев Люмьер более ста лет назад сделал "синематограф" популярным. Кажется, в последний раз зритель переживал подобный шок пятнадцать лет назад, когда смотрел знаменитую сцену высадки союзников в Нормандии в спилберговском "Спасении рядового Райана".
Кадр из фильма "Уцелевший". Фото: imdb.com
Так почему же, в таком случае, "Уцелевший" не представлен в главных номинациях "Оскара"? Беда не только в том, что фильм, несмотря на огромные деньги и пять лет напряженной работы, не слишком удался. Действие ближе к концу, после динамичной сцены перестрелки, ощутимо провисает – там, где следовало бы поставить точку, Берг ставит даже не запятую, а точку с запятой. Куда хуже другое. Питер Берг снял пусть не гениальный, но достойный пропагандистский фильм, воспевающий подвиг простых американских солдат в Афганистане. Вдобавок, еще и основанный "на реальных событиях" (об этом – позже). Однако "за время пути" (фильм был запланирован Бергом еще в 2007 году) парадигма американской внешней политики изменилась.
В Штатах не принято втаптывать в грязь предыдущее руководство страны, но не только американское правительство, но и большинство граждан, скажем так, не уверены в целесообразности военной операции, развязанной Джорджем Бушем-младшим в Афганистане. И уж конечно, сомневаются в ней либерально настроенные американские академики, которые совсем недавно дали главный "Оскар" "Повелителю бури" Кэтрин Бигелоу (где американские солдаты показаны скорее жертвами войны, чем ее героями). Возникает вопрос: почему же те самые академики в прошлом году отдали главный "Оскар" патриотическому "Арго" Бена Аффлека? Все просто: несмотря на видимое сходство двух фильмов, они в корне отличаются. "Арго" воспевал индивидуальную отвагу главного героя, но при этом не щадил правительство и руководство ЦРУ. У Берга же критика армейского командования слишком слаба, а хвалебный гимн героям слишком пафосен и несоразмерно громок.
Кадр из фильма "Уцелевший". Фото: imdb.com
Кстати, о героизме. По сути, четыре "морских котика" не совершают ничего выдающегося – и, более того, проваливают возложенное на них задание. Правда, при этом они сохраняют жизнь пойманным в плен подросткам и старику. Только эпизод, в котором бойцы, вися на волосок от гибели, обсуждают судьбу захваченных "мирных жителей", увы, вызывает лишь кривую улыбку. Трудно поверить, что солдаты-профессионалы, машины для убийства, находясь на волосок от гибели, могут использовать в дискуссии такие обороты, как "это противоречит нормам международного права" или "ты представляешь, какой скандал раздует пресса". Патриотизм патриотизмом, пропаганда – пропагандой, но поверить в такое не смог бы, наверное, даже сам Джордж Буш-младший. Конечно же, единственный выживший участник неудавшейся операции именно так описывает случившееся (кстати, реальный Маркус Латтрелл и сам снялся в фильме, сыграв солдата, опрокинувшего стакан на стол в самом начале картины). Но поскольку кроме него никто не уцелел, никто не сможет его слова ни опровергнуть, ни подтвердить.
Максим Эйдис
В российский прокат фильм "Уцелевший" вышел 20 февраля.