15 ноября исполнилось 20 лет легендарному мессенджеру ICQ. "Цифровая Москва" решила вспомнить, каким было интернет-общение и сам интернет во время пика популярности "аськи", и сделала подборку самых посещаемых ресурсов того времени, сравнив их современные реинкарнации с прародителями.
Фото: DPA/ТАСС/Moritz Vennemann
Реликтовые мессенджеры
ICQ
ICQ появилась на свет в 1996 году в Израиле стараниями четырех студентов из Тель-Авива, которым надоели недостатки традиционного для того времени способа интернет-общения – обмена электронными письмами. Энтузиасты написали программу для более удобного обмена сообщениями и предложили присоединиться к ней своим знакомым, которые быстро оценили все ее преимущества, распространяя среди приятелей. Как результат – один из первых в истории интернета примеров вирусного маркетинга.
Только за первую неделю свободного доступа к мессенджеру и без единого метода продвижения ряды его пользователей пополнило 30 тысяч человек, а через полгода, в 1997 году, ICQ использовал уже миллион человек. Спустя год существования программа прибавляла по миллиону пользователей в месяц.
Собственный протокол OSKAR превратил программу в первую в мире систему мгновенного обмена сообщениями, а термин Instant Messenger или же IM впервые был употреблен именно в отношении ICQ.
За время своего существования мессенджер значительно изменил и облик и функционал. Так, ставшие символом ICQ ромашки появились только во второй версии программы, а привычное пользователям окошко чата с историей сообщений – лишь в версии 2003b, до этого каждое новое сообщение выводилось в отдельное окно, а сама программа позволяла переписываться только в реальном времени. Постепенно появились смайлики и возможность установки статуса.
Старые версии "аськи" позволяли искать пользователей сразу по нескольким критериям – по нику, UIN (номеру аккаунта), возрасту, языку, месту проживания. Все это не только наделяло программу признаками современных социальных сетей, но и позволило ей стать одной из первых площадок для знакомств.
Все эти особенности мессенджера и его популярность заставили многие крупные компании создавать свои аналоги — так появились Yahoo Pager, MSN Messenger от Microsoft и AIM от AOL. Последняя перекупила ICQ в 1998 году, а в 2010 продала ее Mail.ru Group, у которой был собственный клиент с привязкой к ICQ – Mail.ru Агент. Здесь начинается новейшая история ICQ.
Фото: icq.com
Первым делом после покупки "аськи" Mail.ru Group интегрировала ее со своим Mail-агентом, позволив пользователям мессенджеров добавлять друг друга в друзья и обмениваться сообщениями. Затем началась долгая и кропотливая работа по приданию устаревшему сервису новых возможностей, с помощью которых его и обогнали конкуренты. Так постепенно от одной версии ICQ к другой начали появляться новые функции — обмен файлами, аудио- и видеосвязь, SMS, стикеры и многое другое. Сегодняшняя "аська" имеет со своими первыми версиями мало общего. Единственным неизменным, пожалуй, остался только символ – ромашка.
Мail.Ru Агент
Мail.Ru Агент, представленный в 2004 году, был первым российским интернет-пейджером. От своих аналогов он отличался наличием не только смайлов, но и анимированных картинок-жестов (всего в клиенте их было 30).
Агент получал уведомления о новых электронных письмах (была возможность привязки не только с ящиков домена mail.ru), отправлял сообщения пользователям, находящимся офлайн, и показывал статус абонентов.
Фото: ТАСС/Игорь Кубединов
Также пейджер был интегрирован со всеми сервисами Mail.ru, включая интернет-поисковик, службу погоды и чат. Совместимости с другими интернет-пейджерами "Агент" изначально не имел. Только в 2011 году платформа получила возможность объединять аккаунты "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook, QIP и других сервисов. Сейчас "Агент" предоставляет пользователям полный набор функционала, доступный в последних версиях ICQ.
QIP
QIP — еще один мессенджер-ветеран. Это все та же программа мгновенного обмена сообщениями, что и ICQ, работающая на ее протоколе OSKAR. QIP появился в 2005 году и использовал в качестве аккаунта UIN "аськи", но сама программа не была простым клиентом ICQ.
От прародителя мессенджер отличался сразу несколькими дополнительными возможностями, значительно расширяющими функционал ICQ:
Фото: m24.ru
- QIP предоставлял своим пользователям защиту от спама и флуда со стороны не входящих в контакт-лист юзеров. Для этого желающему общаться пользователю задавался простой вопрос, ответ на который спам-бот не смог бы подобрать. Если ответ на вопрос совпадал с верным, то сообщения от такого пользователя не принимались. Он отправлялся в бан-лист. (Позже эта функция появилась и в официальном клиенте ICQ, однако ее первооткрывателем был именно QIP).
- Увеличенное по сравнению с ICQ количество возможностей в настройках.
- "Всевидящее око" — функция позволяла узнать, какие пользователи добавили вас в свой список контактов и кто читал ваши статус-сообщения.
- Просмотр IP-адреса собеседника (был возможен при активировании функции приема-передачи файлов, при стандартных настройках IP-адреса пользователей были скрыты).
- Возможность неподвижно закреплять окно мессенджера на экране поверх других окон.
- Портативное использование — QIP можно было хранить на флеш-носителе и запускать его на других компьютерах.
- Мелкие дополнительные функции, например, трансляция выделенной части сообщения, автоматическое исправление текста при наборе с неверной раскладкой или же скрытие окна QIP с экрана и его значка из трея.
С момента своего выхода до 2007 года QIP функционировал на стадии альфа-тестирования, так и не получив свою бета-версию. Вместо этого появился новый продукт – QIP Infium – мультипротокольная версия 2005 года. Позже это обновление было переработано до QIP 2010, а затем до QIP 2012.
Последняя версия QIP позволяет совершать аудио- и видеозвонки, отправлять SMS и объединять воедино аккаунты различных социальных сетей — Facebook, "Вконтакте", Twitter, ICQ и электронную почту. У компании появился собственный браузер, мобильные приложения, и мессенджер все еще развивается, активно функционируя.
Другие средства общения
Е-mail
Электронная почта знакома всем современным пользователям Сети, однако сейчас она часто используется как средство для регистрации в социальных сетях и прочих ресурсах, предусматривающих наличие аккаунта. Даже деловое общение сегодня происходит через социальные сети, хотя не так давно оно выстраивалось именно в среде электронных писем. Е-mail долгое время являлся единственным средством общения в интернете.
Общение через почтовые сервисы было далеко не таким удобным, как в современных соцсетях — не было никаких звуковых уведомлений о поступлении новых писем, возможности привязывать аудио- или видеофайлы (со временем эта функция все же появилась), но главное — не было системы поиска друзей. Для общения с ними приходилось узнавать адрес ящика каждого отдельного человека и хранить его либо в записной книжке, либо использовать дополнительные программы — почтовые клиенты (например Microsoft Outlook Express).
Современные соцсети обязаны электронной почте своим существованием как минимум по двум причинам — во-первых, именно неудобство "мыла" как инструмента общения породило необходимость в чем-то более совершенном, и во-вторых, именно общению через e-mail мы обязаны появлением привычных нам смайликов, которые в те времена, правда, выглядели несколько иначе — это было сочетание пунктуационных знаков, букв и цифр, отдаленно напоминающих определенные человеческие эмоции.
Форумы
Пик популярности веб-форумов давно прошел, но форма такого интернет-общения все еще существует. И сегодня можно найти массу интересных и познавательных ресурсов подобного типа с огромной посещаемостью, но из некогда всеобщего увлечения форумное общение теперь превратилось в удел гиков и ностальгирующих юзеров.
Суть работы форумов заключается в создании посетителями отдельных тем, внутри которых они в дальнейшем обсуждаются. Каждая отдельная тема представляет собой тематическую гостевую книгу, в которой посетители могут оставлять комментарии, задавать вопросы и получать на них ответы, давать друг другу советы или участвовать в голосовании. Вся история обсуждения темы сохраняется и остается доступной для просмотра как зарегистрированным, так и случайным пользователям.
Фото: homenet.beeline.ru
Тематика форумов не имеет ограничений и охватывает все сферы человеческой жизни, при этом они,как правило, строго ограничивают круг тем для общения и могут быть либо специализированными (например, посвященными кино) так и узкоспециализированными (посвященными работам определенного режиссера). Это делает форумы похожими на современные паблики в соцсетях, охватывающие определенную тему. Однако общего у этих двух типов консолидации пользователей меньше, чем может показаться на первый взгляд. Главные отличия заключаются в их структуре.
Классическая структура форума представляет собой дробление обсуждения темы от общих составляющих к частным, а конкретнее: разделы делятся на темы, те на посты, которые строятся по схеме "автор — тема — содержание — дата" и вместе со всеми ответами и комментариями составляют ветку форума. Иными словами, несмотря на то, что сообщества в современных соцсетях также могут быть узкоспециализированными или объединяющими людей по интересам, в виду принципиально иной структуры они не могут называться форумами, а следовательно, и их заменой, ведь для истинных форумщиков важно не только общение, но и та структурная элементарность, с которой это общение происходит.
LiveInternet
LiveInternet собрал воедино в 2003 году счетчик статистики rax.ru и сервис дневников li.ru, которые были разработаны командой под руководством Германа Клименко. Впоследствии вокруг сайта были собраны остальные проекты разработчика, но самыми популярными среди пользователей оставались две первоначальные составляющие портала.
Фото: liveinternet.ru
Сайт получил огромную популярность среди русскоязычных пользователей сети, так как предоставлял множество уникальных для своего времени возможностей, чем-то напоминающих функционал современных социальных сетей. Главной особенностью портала был крупный сервис блогов с широким выбором персональных настроек, который позволял посетителям вести онлайн-версии дневников. Эта особенность сайта функционирует и сегодня — здесь можно не только вести дневник, но и делиться своими впечатлениями и мыслями с другми пользователями, вкладывать фото, музыку и видео, обсуждать и комментировать записи других юзеров, обмениваться с ними личными сообщениями, создавать сообщества по интересам — одним словом, доступны все обязательные атрибуты современных соцсетей.
Блоги часто используются как площадки для продвижения знаменитостей, а также для создания корпоративных блогов информационных изданий.
Помимо интернет-дневников, современный LiveInternet предлагает пользователям почтовый сервис с доменом @li.ru; новостной агрегатор, выстраивающий рейтинг новостей; рейтинг сайтов; сервис статистики; каталог товаров интернет-магазинов; сервис знакомств и собственную поисковую систему на основе Microsoft Bing.
Фото: liveinternet.ru
Кроватка.Ru
Кроватка.Ru — один из первых русскоязычных чатов, пример классического чата для общения, который появился в 1996 году и существует по сей день. Чат предлагал пользователям несколько тематических каналов для общения (иногда их называют комнатами), например, "Знакомства", "Искусство", "Компьютеры" и многие другие. Система общения предусматривает систему учета опыта и наград пользователей, а также позволяет отправлять собеседникам личные сообщения, которые не будут видны другим пользователям во фрейме (строке общего чата).
Раньше в чате "Кроватка" действовал свой форум, но уже довольно долгое время он недоступен. В остальном же принципиальных изменений за все время существования ресурс не претерпел, нововведения касаются лишь дизайна сайта. На сегодняшний день "Кроватка.Ru" предоставляет доступ к 27 комнатам, среди которых есть канал "Старая Кроватка", позволяющий пользователям поностальгировать о прошлом легендарного ресурса.
Приспосабливающиеся к новым реалиям
Rambler
Сегодня Rambler известен как медийно-сервисный портал, но далеко не все знают, что раньше этот ресурс был интернет-поисковиком.
Фото: rambler.ru
Rambler стоял у истоков российского сегмента интернета. После своего появления в 1996 году он стремительно завоевал популярность среди пользователей и долгое время оставался ведущей поисковой платформой рунета. Рамблеру принадлежит еще целый ряд заслуг — он первым в сегменте российского интернета запустил рейтинг-классификатор — Rambler Top100, а также первым среди отечественных интернет-порталов вышел на биржу.
В 2012 году руководители "Рамблера" полностью переосмыслили философию портала и превратили его в медиапортал персонализированных новостей. Компания заключила соглашение с "Яндексом" об использовании его поисковой системы и отказалась от собственного поискового ядра. Сегодня портал предоставляет посетителям персонализированные новости — он анализирует данные cookies каждого пользователя и его активность на сайтах, в которые интегрирована реклама сервисов-партнеров Rambler и его дочерних проектов. На основе этих данных сервис создает для каждого юзера индивидуальную картину дня, удовлетворяющую его вкусам и предпочтениям. Также система способна определять пол и возраст посетителей, исходя из их поведения на сайте.
Фото: rambler.ru
uCoz
Знаменитая бесплатная система управления сайтом и хостинг, появившаяся еще в далеком 2005 году и с тех пор неустанно критикуемая пользователями за навязчивую рекламу и трудности в переносе созданного сайта на другую платформу. Однако сайт успешно продолжает существовать до настоящего момента в русской, английской и немецкой версиях.
Фото: ucoz.ru
Не смотря на то, что ресурс постоянно подвергался нападкам критиков, его популярность говорит сама за себя — только за первый год своего существования uCoz сумел привлечь 100 тысяч пользователей, которые разместили на хостинге свои сайты, а к 2010 это число выросло до миллиона.
Сегодня uCoz ищет новые пути развития. Так в 2014 году на базе ресурса была открыта платформа uKit, представляющая собой рассчитанные на неопытных пользователей готовые шаблоны для сайтов предпринимателей, на которой к 2016 году было создано более 300 тысяч сайтов. Отличительной чертой uKit можно назвать ее freemium-модель — система предоставляет часть функционала бесплатно, а за дополнительные опции приходится доплачивать.
Недавно uCoz объявил о создании коллективного медиа под названием uPages, 80% рекламного дохода которого пообещал отдавать авторам. Ожидается, что платформа будет публиковать авторские статьи, обзоры, переводы, советы и интервью тематики "лайфстайл" и "нон-фикшн", где авторам предлагается полная свобода творчества. По заверению создателей медиа, талантливый автор сможет зарабатывать 5 тысяч рублей за статью за счет пассивного дохода с рекламных баннеров, размещенных рядом с материалами.
Фото: ucoz.ru
Уже в ноябре 2016 года uPages планирует привлечь 250 тысяч пользователей с перспективой дальнейшего прироста аудитории на 10-15 тысяч человек в месяц. По ожиданиям разработчиков сервиса, к концу года ресурс будут обслуживать от 5 до 8 тысяч авторов. Также в будующем ожидается введение оплаты за просмотры и полноценные гонорары.
Исчезнувший Народ.ру
Еще один бесплатный хостинг, на этот раз представляемым командой "Яндекса". Появился в 2000 году (задолго до uCoz) и получил среди пользователей куда лучшую репутацию, чем свой последователь.
Однако и у этого сервиса были свои недостатки, главным из которых считалось ограничение размера нового сайта сотней мегабайт, которые владелец мог увеличить только в случае остатка свободного места в 10 мб. Также была искусственно ограничена и скорость загрузки файлов до 40 кб/с — сделано это было для того, чтобы ресурс не использовали в качестве файлообменника. Каждому новому сайту, размещенному на платформе, присваивался уникальный домен третьего уровня, а все страницы сайта обязательно содержали рекламу. Все это делало "Народ.ру" популярным только среди неопытных пользователей. К 2010 году хостинг насчитывал свыше 2,3 миллиона сайтов.
Помимо хостинг-платформы, "Народ.ру" предлагал пользователям отдельный сервис-файлообменник с ограничением максимального размера файла до 5 гб и хранением не менее 3 месяцев. В настоящее время этот сервис вытеснен более современным "Яндекс.Диском".
Основное же назначение портала — хостинг, существует и сегодня, но уже под крылом uCoz, так что в отношении "Народ.ру" можно смело говорить об интернет-смерти ресурса.
Zaycev.net
Zaycev.net, запущенный в 2004 году, по праву считается одним из культовых явлений рунета. Этот мастадонт функционирует сегодня так же успешно, как и годы назад и до сих пор остается самым популярным сайтом подобного рода. Ресурс позволяет бесплатно прослушать или скачать музыку, и если раньше за это приходилось платить просмотром неимоверного количества рекламы подозрительного содержания, то теперь с этим дела обстоят немного лучше. Со своей главной задачей Zaycev.net справляется все также хорошо. ("Цифровая Москва" напоминает, что нелегальное скачивание музыки наказуемо.)
Также портал имеет свой форум, который пользуется среди посетителей довольно неплохой по современным меркам популярностью.
Что дальше
Большое число мессенджеров и соцсетей заполонило рынок, и в погоне за функциональностью и удобством многие площадки изживают себя. ICQ хоть и существует по сей день, но от ее былой популярности не осталось и следа — сейчас ее заменили более успешные последователи вроде Skype или WhatsApp. В свое же время этот мессенджер не просто изменил интернет, он изменил жизнь сотен миллионов человек во всем мире — упростил коммуникацию, расширил применение сетевых технологий и заложил основы свободного общения и обмена информацией.
Такая история может произойти с любым популярным приложением или сервисом. Время не стоит на месте, и что было актуально, интересно и ново вчера — сегодня уже только влачит свое существование.
Наталья Чунина