"Кузькина мать на Кубе", или Карибский кризис. Почему посол России в США ничего не знал о планах Хрущева? Что остановило президента Кеннеди начать ядерную войну? И причем здесь бывший полковник ГРУ? Как советские спецслужбы допустили утечку пяти тысяч документов из секретных архивов? И каковы были последствия? Кто вы, господин Пеньковский? Предатель Родины или шпион, который спас мир? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".
Самый результативный агент Запада
Москва, май 1963 года. Идет открытый процесс над сотрудником Госкомитета по науке и технике. Он обвиняется в предательстве Родины. Олега Пеньковского эксперты по спецслужбам потом назовут самым результативным агентом Запада из когда-либо работавших против СССР, а историки – шпионом века. Но здесь, на суде не говорят ни слова о том, что он много лет работает под прикрытием.
"Пеньковский был штатным сотрудником советской военной разведки, то есть Главного разведывательного управления Генерального штаба. Называлась его должность, которую он занимал в связи с выполнением непосредственно служебных обязанностей, заместитель начальника Управления внешних связей Государственного комитета по науке и технике. И вот его должностное положение, как сотрудника военной разведки, на суде не было оглашено по политическим соображениям" - говорит историк спецслужб Олег Хлобустов.
Полковник ГРУ Пеньковский работал на иностранные разведки всего лишь больше года, но масштабы нанесенного им ущерба обороне Советского Союза точно до сих пор не известны.
Олег Пеньковский в зале суда
Музей войск противовоздушной обороны. Его директор Юрий Кнутов рассказывает о последствиях шпионажа Пеньковского в пользу Запада. Систему обороны Москвы после разоблачения агента оставили на месте. Ее демонтаж и затем установка в другом месте обошлись бы слишком дорого. Американцы много лет точно знали, как охраняется советская столица. И только спустя более 20 лет, в 1988-м этот зенитно-ракетный комплекс заменят на современный.
"Пеньковский, работая в Госкомитете по науке и технике, имел доступ к достаточно серьезной базе документов, представляющих государственную тайну. Он фактически смог переснять больше пяти с половиной тысяч документов, это семь с лишним тысяч страниц текстов, и переправить их английской и американской разведке. Причем, что самое страшное, что действительно это были новейшие разработки, либо те системы, которые только у нас поступили на вооружение", - говорит Кнутов.
Но документы и фотоматериалы – это еще не все. Во время командировок за границу на встречах с агентами Олег Пеньковский наговаривает на пленку даже не десятки, а сотни часов. Докладывает мельчайшие детали работы оборонного ведомства Страны Советов.
"Он просто передавал все, что попадалось под руку: любую инструкцию, любой документ, который попадал ему в руки, важный, не важный, без разницы. Любой рассказ, с кем-то он пообщался, у него связи были обширные, богатые. Все, что он знал, он рассказывал без всяких тормозов. Для него не существовало каких-то моральных ограничений. Бывают агенты, которые ставят определенные условия: я буду рассказывать, допустим, и давать документальную информацию о том-то, о том-то, но я не дам вам ничего, что нанесет вред моей стране", - рассказывает историк спецслужб, полковник КГБ в отставке Игорь Прелин.
Чужой среди своих
Полковнику Главного разведывательного управления Олегу Пеньковскому на момент суда 44 года. Офицер артиллерии, он прошел войну, награжден. Казалось бы, жизнь складывается как нельзя лучше. Карьера разведчика, командировки за границу и большие перспективы, ведь ему покровительствуют сильные мира сего – маршал Варенцов и тогдашний начальник ГРУ Иван Серов.
"Что касается главного маршала артиллерии Советского Союза Сергея Варенцова, в 1943-1944 году Пеньковский был непосредственно у него адъютантом, когда он был командующим артиллерией Первого Украинского фронта, и какой-то период вместе они прошли. И, естественно, у него к Пеньковскому было очень теплое дружеское отношение. Иван Александрович Серов, бывший председатель Комитета государственной безопасности (это факт известный, мимо него не пройдешь), он Пеньковского использовал как гида, как охрану, когда семья Серова, жена и дочь, выезжали в Лондон", - объясняет историк спецслужб Олег Хлобустов.
Встреча Никиты Хрущева с Джоном Кеннеди в Вене, 1961 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В мае 1963-го на скамье подсудимых и коллега Пеньковского – Гревил Винн, британский бизнесмен и разведчик. За два последних года Пеньковский трижды ездил за границу, но в Москве постоянным каналом связи был Винн.
"И вот он прикрывал свои встречи, контакты с Винном тем, что ведет разработку. Он отчеты писал о каждой встрече, официально встречался по линии Госкомитета по науке и технике. Все было нормально. То есть, если бы к нему был вопрос, к его руководству: "А чем там Пеньковский занимается?" – "Как? Он ведет разработку иностранца. Гревил Винн – потенциальный агент", - говорит Игорь Прелин.
Связника арестовывают на территории Венгрии, а Пеньковского берут в Москве 22 октября 1962 года, спустя девять месяцев после начала слежки за ним. Он успевает позвонить из уличного автомата в посольство США с последним донесением – Никита Хрущев начинает ядерную войну.
"Советский Союз готовится к ядерному нападению на США. Это американская версия, они подтверждают, что такой сигнал был получен, но был, что называется, потушен, не доложен президенту Соединенных Штатов непосредственно начальником разведывательной службы ЦРУ. Это был такой Рэй Клайн, который с американской стороны принимал решение", - рассказывает историк спецслужб Олег Хлобустов.
К октябрю 1962-го тучи над Олегом Пеньковским сгущаются. Ему одну за другой отменяют командировки за границу, и высокопоставленные покровители перестали общаться. Они оповещены – полковник ГРУ в разработке. Об операции "Анадырь", которая разворачивается в эти дни на Кубе и вполне может перерасти в ядерную войну, шпиону ничего не известно.
"Во-первых, ее разработкой занималось всего несколько человек, то есть для того, чтобы не было никакой утечки. Для того, чтобы прикрыть переброску советских войск на Кубу, были проведены крупномасштабные учения на территории СССР, то есть часть войск с севера на юг перебрасывалась, с юга на север, с запада на восток, с востока на запад. Была создана колоссальная суматоха, и в ней военнослужащих грузили по ночам в корабли и, соответственно, отправляли на Кубу. Причем никто, ни капитаны, ни военнослужащие не знали, куда они плывут", - рассказывает Юрий Кнутов.
"Кузькина мать на Кубе"
Октябрь 1962 года. 40 тысяч советских солдат и главная система баллистических ракет с ядерными боеголовками тайно размещены на Кубе всего в 90 милях от американской границы. История запомнит эти дни как Карибский кризис. Мир на грани ядерной войны.
"В 1961 году, несмотря на попытки, с одной стороны, улучшить отношения, Соединенные Штаты разместили в Турции ракеты среднего радиуса действия. Они представляли, конечно, большую опасность для Советского Союза в силу того, что подлетное время этих ракет к Москве составляло около десяти минут. Хрущеву об этом докладывали, и вот он решил, что мы свой ответ американцам сделаем", - рассуждает Юрий Рогулев.
Историк-американист Юрий Рогулев за многие годы изучения этой темы пришел к выводу, что операция "Анадырь" была во многом импульсивным решением первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. О ней не оповестили даже советских дипломатов в США.
Никита Хрущев и Фидель Кастро, 1962 год. Фото: ИТАР-ТАСС
"Когда там начали размещение, к послу в посольство приехал Роберт Кеннеди. И в ходе беседы Роберт Кеннеди понял, что Добрынин ничего не знает о том, что на Кубе происходит. Добрынин сказал, что он обратится к руководству, запросит какую-то информацию, но ничего не мог Роберту Кеннеди сказать", - рассказывает Рогулев.
22 октября 1962-го, в день ареста Пеньковского, американский президент Джон Кеннеди выступает с обращением к нации. Война с империей зла – Советским Союзом – кажется неизбежной. В США начинается паника. Вооруженные силы страны пребывают в высшей степени боевой готовности. Журналисты считают часы до удара по Кубе. Американские самолеты-разведчики ежедневно фотографируют Остров Свободы и фиксируют установку ракет с ядерными боеголовками. Определить степень угрозы помогают данные, полученные от советского агента Пеньковского, и оказывается, ее масштабы не так уж и велики.
"На фотографиях аналитики ЦРУ определили, что строятся стартовые позиции, а вот тут ракеты, а там пятое-десятое, и по этим снимкам по инструкциям, которые они до этого получили от Пеньковского, они определили, что это за ракеты, что это "Р12", "Р14". Открыли инструкции скопированные, тактико-технические данные, дальность полета, какой там ядерный заряд и так далее, то есть они поняли, с чем имеют дело", - говорит историк спецслужб Игорь Прелин.
Война на Острове Свободы
Все разрешается в субботу 28 октября. Пилот Рудольф Андерсон после окажется единственной жертвой Карибского кризиса. Даже несмотря на этот акт агрессии и со стороны советских войск, американским военным не удастся уговорить президента Кеннеди напасть на Кубу, а затем и на СССР, хотя у США были все шансы победить.
"Те ракеты, которые находились в Турции, на территориях Англии и Италии, у них подлетное время было до десяти минут, не больше. То есть мы даже не успели бы среагировать, как на тот же Кремль, на Москву, на крупнейшие города Советского Союза упали бы ракеты с ядерными боевыми частями. Страна перестала бы существовать на долгие годы, то есть это была бы ядерная пустыня", - считает директор Музея войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов.
С 1949 года, когда стало известно о существовании у русских ядерной бомбы, американская разведка любыми путями пытается выяснить объемы этого самого опасного оружия на Земле. С середины 1950-х самолеты ВВС США фотографируют территорию СССР и получают все новые данные о строительстве баз для дислоцирования ракетных установок.
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, 1959 год. Фото: ИТАР-ТАСС
"У Советского Союза, несмотря на все программы военные таких возможностей не было. Поэтому американцы осуществляли это безнаказанно", - говорит историк-американист Юрий Рогулев.
1 мая 1960 года все меняется. В небе над Свердловском сбит самолет разведчика Фрэнсиса Пауэрса. Полеты над СССР становятся опасными. Западным разведывательным службам необходимо искать новые источники информации. И тут на агентурной сцене появляется Олег Пеньковский.
"Определенные возможности для него, в общем-то, существовали, поскольку он окончил несколько высших военных учреждений, соответственно, у него были знакомые, связи, что позволяло ему получать информацию. Плюс, официальный допуск к некоторым закрытым библиотекам, где он брал интересующие его документы для ознакомления, для того чтобы их сфотографировать, и так далее и тому подобное", - рассказывает историк спецслужб Олег Хлобустов.
В конце 1950-х – начале 1960-х Никита Хрущев регулярно делает заявления, пугающие Америку. То обещает: "Мы вас похороним", – то шокирует: "Мы делаем ракеты как сосиски". США необходимы данные о количестве ядерного вооружения в СССР. МI-5 и ЦРУ в эти годы работают вместе против Советского Союза. Пеньковский предлагает им свои услуги лично.
Ветеран разведки Игорь Прелин вспоминает: этот факт его когда-то поразил. Шпион, не стесняясь, просит обеспечить его не только деньгами и средствами связи, но и портативными ядерными бомбами.
"Одно обстоятельство шокировало даже американских разведчиков, когда во время встречи с ними в Париже Пеньковский предложил: "Вы дайте мне несколько, десяток портативных атомных зарядов (тогда они уже появились в кейсе – прим. Прелина.), и я их размещу в ключевых точках Москвы. В "день Х" перед началом Третьей мировой войны, перед началом даже атомной бомбардировки вы их с помощью сигнала, скажем, из космоса или я по вашей команде взорву их", - рассказывает Прелин.
Маршал артиллерии Степан Варенцов устраивает Олега Пеньковского на курсы ракетчиков. Пеньковский переправляет американцам даже секретные военные пособия для курсантов, будущих офицеров войск ПВО. Именно эта информация окажется решающей и в Карибском кризисе.
"На Высшие курсы переподготовки офицеров-ракетчиков при Академии имени Дзержинского, где он изучил всю эту проблематику, с которой он не сталкивался никогда, а легендировал он это тем, что ему нужно это для написания диссертации, статей и так далее. Кроме этого, Варенцов оформил ему разрешение в спецбиблиотеку Главного штаба ракетных войск, сухопутных войск и в секретную библиотеку Министерства обороны, где он тоже получил доступ к разным документам, и он непосредственно там это фотографировал, кое-что брал домой и дома фотографировал. То есть он раскрыл американцам всю информацию о нашем ракетно-ядерном потенциале и технико-тактические данные наших ракет того времени", - объясняет Игорь Прелин.
"Шпион, выйди вон!"
В декабре 1961 года агент Пеньковский попадает в поле зрения советской контрразведки. Достать его нелегко – слишком высокие покровители. Но оперативники продолжают разработку.
"Съемка, в каких бы условиях она ни проводилась, требует определенного уровня освещенности, поэтому он считал, что окно дает достаточный уровень освещенности", - рассказывает историк спецслужб Олег Хлобустов.
Сотрудники Госбезопасности используют почти голливудские методы слежки. За Олегом Пеньковским сначала наблюдают с берега реки. Чтобы шпион находился под постоянным наблюдением, жильцы квартиры этажом выше на время переселены. Там в полу сверлят отверстие для прослушки. Правда, сам Пеньковский, считает бывший разведчик Анатолий Максимов, тоже вел себя как герой боевика.
Олег Пеньковский
"И вдруг они оба входят, в разных концах бродят, делают вид, что друг друга не знают, хотя он был прикрыт тем, что работал во внешних сношениях. Винн с ним был знаком хорошо, они сотрудничали, у них дела были какие-то чистые, что называется. И они делают вид, что они не знакомы, это все фиксируется на камеру. Затем он выходит, дает знак, Винн идет за ним, входят в подворотню, там это все фиксируется, появляется наружное наблюдение, и Пеньковский стремительно прячется в подъезде. Это что такое? Даже дети так не играют. Это нужно было для того, чтобы показать эти шпионские игры во время суда. Только так. По-другому этого не объяснишь", - рассказывает Максимов.
Анатолий Максимов сам 20 лет работал под прикрытием Министерства внешней торговли СССР и частенько встречался с агентами в гостинице. Он отстаивает точку зрения, альтернативную официальной. Даже написал об этом в своей книге. Полковник был подсадной уткой и только делал вид, что работает против Советского Союза.
"Подобные вещи, как подставы, они вписываются в нашу систему. Фактически с 23-го года было создано Дезинформбюро, и руководил им непосредственно Сталин. Он же еще до революции был в тени, но занимался подобными делами закрытыми. И, естественно, такие операции начали разрабатываться. Другое дело, что, может, их было несколько, а Пеньковского просто вскрыли именно таким образом, что, доведя дело до суда, подняли на высокий уровень ценность этого агента и доверие Запада к его информации", - рассуждает Максимов.
Однако директор Музея войск противовоздушной обороны Кнутов уверен, Олег Пеньковский не мог быть шпионом понарошку, уж слишком дорогая цена была заплачена за это. После суда над полковником система ПВО страны была почти полностью изменена.
"Был нанесен ущерб не только войскам противовоздушной обороны, но и другим войскам. И в первую очередь, это те ракеты, которые только что у нас появились, становились на боевое дежурство и фактически являлись ракетно-ядерным щитом Советского Союза. И вот, в частности, нам пришлось в той же самой Архангельской армии уничтожать целые позиции уже готовые, на которых находились ракеты и несли боевое дежурство, и создавать новые. Конечно, ущерб стране был колоссальный", - утверждает Юрий Кнутов.
Советский разведчик Конан Молодый. Фото: ИТАР-ТАСС
Карибский кризис оказался важнейшим событием в истории отношений двух стран и некоторым образом снял напряженность между США и СССР.
"Выиграла в целом ситуация в мире, потому что все-таки не довели до конфликта. Более того, результатом этого конфликта стало ослабление напряженности, потому что Соединенные Штаты согласились снять блокаду Кубы. Они согласились и через месяц или пару месяцев они таки убрали ракеты из Турции. И в этом смысле они требования Советского Союза выполнили", - говорит Юрий Рогулев.
Связник Пеньковского Гревил Винн был признан виновным в шпионаже и приговорен к трем годам тюрьмы и пяти годам лагерей, но отсидел всего год. В апреле 1964 года его обменяли на советского разведчика Конана Молодого. Приговором самому полковнику ГРУ Олегу Пеньковскому стала смертная казнь. Через пять дней после окончания суда его расстреляют в Бутырской тюрьме.