Кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2"
Неделя фильмов для узкой аудитории: подросткам и студентам – на финальную часть "Голодных игр", кавайным девочкам в матросках – на японский фестиваль, ветеранам артхаусных кинотеатров, еще помнящим многомесячные очереди на фильм Такеши Китано "Куклы" – на его новую, пенсионерскую, комедию. А буржуазной публике, жаждущей чего-то этакого, запретного, но без эксцессов – на куртуазную фантазию "Метаморфозис".
Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2
Долгожданное завершение молодежной революционной саги, в котором Френсис Лоренс собирается убить Дженифер Лоуренс, а потом вдруг делает жест, означающий что-то вроде "я всегда буду против" и снова уходит в лес к сойкам (впрочем, обойдемся без спойлеров). Скукотень предыдущей серии тут практически развеялась (впрочем, все романтические сцены между Френсис Лоренс и ее ухажерами по-прежнему вызывают зевоту), герои приступили к штурму Капитолия (пересказывать содержание предыдущих серий мы тоже не будем), в дело вступила пехота и авиация, а также мутанты и.... контрреволюция – в скоростном мире недалекого будущего 37-й год идет сразу за 17-м. Вот он, Оруэлл для самых маленьких!
Кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2"
Метаморфозис
Второй скандальный опус, рожденный трезвым расчетом режиссерского дуэта Тамараев-Львова (прошлый, гей-водевиль "Зимний путь", так напугал инвестора-правообладателя, что после недолгого и ограниченного проката в РФ был упрятан глубоко в чулан и так ни разу и не попал на международные фестивали, жаждавшие показать острое кино из России). На этот раз авторы решили поиграть с куда более скользкой темой – педофилией и инцестом. На самом деле ничего прямо уж такого криминального на экране не происходит, но жаждущему порока зрительскому воображению тут есть от чего оттолкнуться – и Тамараев с Львовой охотно разбрасывают по фильму поводы думать о нем, как чуть ли не о второй "Лолите". Сюжет "Метаморфозиса" закручен не хуже мексиканского сериала: 25-летний пианист Алексей, человек тончайшей душевной организации, очень близок со своей еще молодой матерью (Юлия Ауг) за которой одновременно волочатся мускулистый сосед-миллионер и кокетливый импрессарио в алом пиджаке. Но куда ближе ему девочка Саша, одиннадцатилетняя дочь того самого миллионера-мецената. Жестокий мир цинизма, чистогана и разврата (это то, что происходит между героиней Ауг и богатым соседом), конечно, не может принять факта существования платонической любви и вот уже кровь пианиста капает на пол полуразрушенного коровника.
Кадр из фильма "Метаморфозис"
Рюдзо и семеро бойцов
Новый фильм самого любимого в России японского режиссера Такеши Китано – издевательская сатира на бродячий сюжет о великолепной семерке. Тутошние семь самураев (вернее, их наследники – гангстеры-якудза) – это разбитые параличом и артритом ветераны уличных войн. Новая реальность врывается в их жизни с телефонным звонком мошенников-кидал, пытающихся раскрутить на деньги, собственно, заглавного персонажа, Рюдзу. Встав после многолетнего безделия с печи, паханы постепенно понимают: все их старые трюки и схемы – просто ерунда по сравнению с тем, что вытворяют юноши из мотоциклетной банды, сменившие, впрочем, байки на офис. Но есть еще порох в пороховницах – и вот уже поганая молодежь разбегается от одного вида олдскульных гангстерских нарядов. Есть особое очарование в том, как режиссер, всегда живописавший цинизм и лицемерие законов якудзы, вдруг начинает чуть ли не причмокивать от умиления стариками-разбойниками. Племя же молодое, незнакомое не знакомо и самому Китано, а потому, исчерпав все шутки о старых традициях в первой половине фильма, он тут же заходит на утомительный второй круг. А ведь, с другой стороны, мог бы и бритвой по лицу!
Кадр из фильма "Рюдзо и семеро бойцов"
Мораторий Томако
При всем уважении, но Такеши Китано – это, конечно, даже не вчерашний, а позавчерашний день. А если вы интересуетесь современным состоянием дел, вам – на фестиваль японского кино, который до понедельника идет в кинотеатре "Горизонт". Да, важная деталь: кажется, это мероприятие не просто для любителей японского кино, а конкретно для любительниц; все фильмы программы рассказывают о тяжелой девичьей доле, все полны романтического шума ветра и волн, сцен робкого смущения и нескончаемых минут смутного томления. Особенно затянулось это состояние у героини фильма "Мораторий Томако" (снявший его Нобухира Ямасита известен своим интересом к нелепым и бестолковым героям). Закончив колледж в городе, симпатичная, но какая-то неприкаянная Томако возвращается к отцу, в глухой поселок городского типа, где сразу укладывается на диван и раскрывает мангу. Так она проведет 120 минут (в реальности фильма – год), время от времени отвлекаясь на ужин, поход в гости к соседям, необязательную болтовню с соседским мальчиком и попытку составить резюме. В какой-то момент в фильм вторгаются призраки картин Ясудзиру Одзу, классика японского кино, снимавшего "доброе кино" о неторопливом, но безжалостном течении семейной жизни и о неизбежности конфликтов, смены поколений, замужеств и похорон. Через полвека после Одзу все это уже служит поводом не для элегии, но абсурдной трагикомедии о стране остановившегося времени.
Кадр из фильма "Мораторий Томако"
Василий Корецкий