Новости

Новости

17 апреля 2017, 10:29

Культура

10 неизвестных: "Метафизическая живопись" Джорджо де Кирико

20 апреля в рамках Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" в Третьяковской галерее на Крымском валу откроется первая в России ретроспектива итальянского художника Джорджо де Кирико. Рассказываем, чем он знаменит и почему его работы стоит увидеть.

Джорджо де Кирико. Блудный сын

Третьяковская галерея привозит коллекцию работ одного из главных итальянских художников XX века Джорджо де Кирико. Если бы кому-то пришло в голову собрать выставку картин самых смелых и ярких мастеров столетия, работы де Кирико стоило бы повесить между картинами Малевича, Пикассо, Дали и Магритта. Он оказал влияние на каждого из них.

Джорджо де Кирико. Гектор и Андромаха. 1912

Джорджо де Кирико. Гектор и Андромаха. 1912

С этой картины все началось. Она была не первой, но здесь впервые появились манекены, впоследствии заполнившие весь мир де Кирико и ставшие его главными героями. Де Кирико родился в 1888 году в итальянской семье в Греции, учился в Афинах, затем во Флоренции, потом перебрался в Мюнхен и, конечно, бывал в Париже. Эти нюансы можно было бы опустить, если бы каждый из этих городов не оказал влияние на художника. В Афинах де Кирико познакомился с античной скульптурой, которая будет часто встречаться на его картинах, во Флоренции – с классической школой живописи, наследием Рафаэля и Леонардо, благодаря чему стал отличным рисовальщиком, в Мюнхене – с философией Ницше и Шопенгауэра, которая разрушила все классические образы и принципы в его голове, а в Париже – с Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером, которые ввели де Кирико в круг знаменитых французских авангардистов, – и все завертелось.

Джорджо де Кирико. Песнь любви. 1914

Джорджо де Кирико. Песнь любви. 1914

Еще одним источником для "метафизической живописи" послужила философия Отто Вейнингера, считавшего, что раз окружающая действительность постоянно меняется, должны быть какие-то простейшие элементы, которые бы ее сдерживали – геометрические формы, конструкции и символы предметов. Так же думали и кубисты, и русские супрематисты. Так как у де Кирико за плечами итальянская и греческая традиции, для него базовыми становятся элементы античной скульптуры и архитектуры, например, колонны, арки или бюсты.

Джорджо де Кирико. Портрет Гийома Аполлинера. 1914

Джорджо де Кирико. Портрет Гийома Аполлинера. 1914

Даже своего нового парижского друга Гийома Аполлинера де Кирико изображает в виде античного бюста в солнечных очках. Таким образом он добавляет загадочности и сюрреалистичности, которая покорила в его работах Сальвадора Дали.

Джорджо де Кирико. Беспокойные музы. 1918

Джорджо де Кирико. Беспокойные музы. 1918

В Париже де Кирико знакомится с Фернаном Леже, в работах которого его привлекают "механизированные" изображения людей. У де Кирико они трансформируются в манекены. Манекены многократно повторяются в его работах, становясь героями античных мифов. Без лиц, но в костюмах, они путешествуют по различным эпохам, пока не начинают трансформироваться и "механизироваться" в веке XX. Такая тонкая метафора развития человечества очень понравилась другому художнику, Карлу Карре, который примкнул к течению метафизической живописи и стал, буквально, копировать все приемы де Кирико, но быстро остыл к направлению и перешел к другим.

Джорджо де Кирико. Пьяцца д'Италия. 1913

Джорджо де Кирико. Пьяцца д'Италия. 1913

Познакомившись Париже с французским фотографом-сюрреалистом Жаном Эженом Атже, де Кирико начинает изображать пустые улицы итальянских городов. У него получается, скорее, собирательный образ, нежели воспроизведение окружающей действительности, "фантазия на тему" с фрагментами итальянской архитектуры, смешанными в произвольном порядке. Де Кирико часто изображает арки, галереи и большие площади, освещенные каким-то мистическим светом из невидимого источника. "Пьяцца д'Италия" – одна из самых ранних работ "метафизической" живописи, поэтому на ней еще можно "встретить" людей: микроскопические человеческие фигурки в постапокалиптическом мире гигантских сооружений и вечной античности.

Джорджо де Кирико. Великая машина. 1925

Джорджо де Кирико. Великая машина. 1925

На пути разрушения действительности де Кирико идет дальше поиска простых форм и чистых символов: они превращаются в хаос, нагромождение элементов. Де Кирико был не только художником, но и писателем, и помимо статей для журналов о своей "метафизической живописи" он написал лишь одно литературное произведение, которое своей сюрреалистичностью отлично дополнило мир картин автора. Роман, написанный де Кирико не на итальянском, а на французском языке, получил название "Гебдомерос", – так звали его главного героя.

"Работа "Великая машина" считается поздней (хотя де Кирико дожил до 90 лет, а здесь ему было 37). Она поздняя относительно его "метафизики". Это движение возникло в начале 1910-х, и его последователи – Карло Карра и Джорджо Моранди – отошли от него еще до 1920 года, оставив де Кирико фактически один на один из его философией.

Джорджо де Кирико. Метафизический интерьер с печеньем. 1916

Джорджо де Кирико. Метафизический интерьер с печеньем. 1916

Этот "ассамбляж" более ранний, но интересен он тем, что де Кирико включает в него элемент реальности – печенье. Этот прием впоследствии будут часто использовать сюрреалисты – Сальвадор Дали и Рене Магритт. Именно в их творчестве воспроизведение мира снов и галлюцинаций на холстах станет главным художественным принципом.

Джорджо де Кирико. Голова восточной женщины

Джорджо де Кирико. Голова восточной женщины

Конечно, живопись всей "метафизической школы" была лишь очередным авангардистским экспериментом: у каждого мастера было классическое художественное образование. Де Кирико был прекрасным рисовальщиком, о чем свидетельствуют его портреты и автопортреты, выполненные в различные годы. И что еще более интересно – он прекрасно знал всю историю живописи. Он не копировал, но создавал образы в стиле Гойи, Рафаэля, Веласкеса, Эль Греко, смешивая приемы и детали, создавая ребусы для зрителя, которому остается лишь гадать, где же он видел эти до боли знакомые черты.

Джорджо де Кирико. Беременная. 1920

Джорджо де Кирико. Беременная. 1920

Еще один портрет в стиле Рафаэля или итальянского Возрождения. Он одевает портретируемую по моде XV века, сажает ее так, как сажали своих моделей Рафаэль и Леонардо. Надо сказать, отношения с национальной итальянской школой у де Кирико были особенными – он считал итальянский Ренессанс основой основ, источником вдохновения и точкой отсчета истории живописи.

Джорджо де Кирико. Муза тишины. 1973

Джорджо де Кирико. Муза тишины. 1973

Проблема де Кирико заключалась лишь в том, что прожив очень долгую и яркую жизнь, он так и остался пленником своего "метафизического" мира пустых улиц, разрушенных статуй и манекенов. Де Кирико умер в 1978 году, когда ему было 90 лет.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика