Кинорежиссер Владимир Хотиненко в интервью телеканалу "Москва 24" рассказал о том, что такое киноязык, по каким упражнениям учатся студенты во ВГИКе, и почему Тарковский не умел работать с актерами.
- Владимир Иванович, в вашей мастерской во ВГИКе обучался ваш сын. Не сложно ли было вам ему преподавать?
- Я не хотел, чтобы были приметы семейственности. Сразу говорю, мой сын учился на платном отделении. Сначала – в другой мастерской, а потом он в ультимативной форме сказал, что хочет учиться у меня и перевелся в мою мастерскую.
К сыну я относился строже, чем к другим, не спускал ему ничего. На занятиях он никогда не называл меня папой. А вообще мы со студентами – сообщающиеся сосуды, я беру от них не меньше, чем они от меня.
- Как вы начали преподавать?
- В 1995 году поступило предложение из ВГИКа, я как раз снимал фильм "Мусульмане". И прямо на съемку мне привозили коробки работ студентов. Из того выпуска вышло много известных режиссеров.
- Почему вы согласились преподавать? И чему учите ребят?
- Азарт. Мне показалось это чрезвычайно интересным. И еще меня заинтересовала одна история, которая случилась с одним выдающимся режиссером. Когда ему также предложили преподавать во ВГИКе, он согласился, а после трех занятий пропал. Ему звонят, спрашивают, почему он не приходит на занятия, и получают такой ответ: "Все, что я знал, уже рассказал".
С моим хорошим помощником Володей Фенченко мы придумали систему, которая позволяет с первого момента включать студентов в некий диалог. Начинаем с простых этюдов, потом даем более сложные задания. То есть мы учим киноязык, некий алфавит кино.
- Вы сказали, что сами учитесь у студентов. Чему?
- Меня окружает довольно большое количество молодых, энергичных и в большинстве своем талантливых людей, не талантливых мы не берем – у нас очень большой конкурс. Они каждый раз приносят мне свежие идеи, то, чем сейчас живет это поколение, что позволяет мне поддерживать живой контакт с внешним миром.
- Продолжая метафору, случалось ли, что вы ребятам преподаете кириллицу, а находится тот, кто пишет иероглифами?
- Кино, в момент его зарождения, когда было немым, являлось интернациональным. Говоря о языке кино, мы имеем в виду именно интернациональный, первозданный. С этим проблем нет, а все остальное вопрос индивидуальности. У меня есть еще один принцип – никогда не спорю со студентами. Думаю, противоестественно студентам что-то запрещать.
Я понял, что у нас профессия, близкая профессии садовника – мы просто выращиваем разные цветы. А кино ближе всего к музыке, то есть мы пытаемся брать людей с киношным слухом. Например, просим передать состояние холода. Есть набор банальностей: пар изо рта, заиндевевшее стекло. Но мы просим найти свое индивидуальное ощущение. Когда я учился у Никиты Михалкова, он рассказал, как правильно передать жару – асфальт, идет девушка, и на асфальте остаются следы от ее каблуков. Вот что такое жара.
- Но музыка – искусство абстрактное, а кино более конкретное.
- В идеале кино должно стремиться к музыке. Кино близко к идее, которая не явно артикулируется. Кино – это движение, дыхание, натюрморт. Есть пример идеального кинонатюрморта у Тарковского в фильме "Зеркало". На полированном покрытии стола стоит чашка. Когда ее убирают, на столе остается запотевшее пятнышко, которое начинает исчезать.
- Среди студентов были гении, которые не состоялись в профессии?
- Гения определяет время, но талантливые люди, которым не удалось себя реализовать, были. Человек пять-шесть за все время моей работы.
- В чем причина их неудачи?
- Режиссура – это еще и характер. Бывает, совсем не одаренные люди занимаются этой профессией, потому что у них есть организаторские способности. Пожалуй, самая очевидная характеристика способностей режиссера – умеет ли он работать с актером. Тарковский не умел. Крамольное заявление, но оно имеет под собой почву. Мне рассказывали очевидцы, что он выбивал из актеров образы и идеи. Не начинал снимать, пока из актеров это все не "вылетало". Но это метод исключительный, всем ему пользоваться не нужно.
- Владимир Иванович, расскажите, в какой стадии работа над фильмом "Бесы" по Достоевскому?
- Мы закончили съемки. Тяжелый был период, жесткий график в 30 съемочных дней. У меня потрясающий актерский состав, я бы никогда не разогнулся, если бы не эти актеры. Я вообще не люблю медленно снимать, но в этот раз было что-то экстраординарное. Сейчас у нас монтажный период.