Фото: Анастасия Мальцева
У Ираиды Алексеевны Безгиной сегодня – 12 мая – День рождения. Ей исполнилось 90 лет. Она родилась в семье военного, а когда закончилась война, она и сама вышла замуж за лейтенанта-артиллериста. Родила и воспитала пятерых детей, получила "Медаль Материнства". В юности чуть не умерла от воспаления легких, но ее спасло только открытие пенициллина. Она пережила мужа и четырех своих детей. Сейчас у нее 12 внуков и 16 правнуков. О том, как сложилась судьба долгожительницы, читайте в интервью m24.ru.
Детство прошло в военных гарнизонах
Я родилась в 1926 году в семье военного в Тамбовской области. Нас было пять детей – два сына и три дочери. Я – самая старшая.
Мое детство прошло в военных гарнизонах. Папу часто переводили, мы много переезжали. Семья была большая и дружная. Я до сих пор хорошо общаюсь с сестрами, а братьев моих уже нет.
Фото: Анастасия Мальцева
Когда началась война, мне было 15 лет. Мы жили с семьей в Клину. Началась эвакуация. Папа вывез нас в Тамбовскую область к родственникам. Там я училась в школе, а после учебы работала в госпитале санитарной дружинницей, помогала врачам расселять раненных по палатам, занималась самодеятельностью.
От смерти меня спас пенициллин
В 1944 году я уехала в Москву поступать в вуз. На исторический факультет в МГУ я недобрала одного балла, поэтому меня автоматом зачислили в Московский педагогический государственный институт.
Зимой, когда я училась на первом курсе, я каталась на коньках. Однажды после катка я разгоряченная поехала домой на подножке трамвая. В самом трамвае мест не было, а я не хотела ждать следующего. Был сильный ветер. Меня просквозило, и я заболела двусторонним воспалением легких. В больнице я чуть не умерла.
От смерти меня спасла моя тетушка – она была заслуженным врачом РСФСР. Тогда пенициллин только входил в употребление, это было очень редкое лекарство, но тетя достала антибиотик.
Фото: Анастасия Мальцева
В университете мне дали академический отпуск на год по болезни, и я уехала к родителям в Брест. Там я встретила свою судьбу – лейтенанта-артиллериста.
50 лет кружил мне голову
В военном городке, где служил папа и жила моя семья, я ходила на танцы с подругой Лилией. У нас было правило: мы танцевали только друг с другом. Я – за кавалера, а она – за даму. Все об этом знали. Но в городок на учения приехали новые офицеры, они разбили нашу пару и пригласили на вальс.
Я возмутилась и про себя подумала: "Ну, я сейчас тебе покажу". Я же была ведущей в танце. Но лейтенант меня так крепко взял и повел в танце… что я не устояла. Так он меня закружил в вальсе, что потом еще 50 лет кружил мне голову. (Смеется).
"Какой еще муж?!"
Спустя примерно год мы поженились. Свадьба была скромная. На праздник пришла вся моя семья, только папа в этот момент был в командировке в Японии. О помолвке он не знал.
Когда папа приехал из командировки, мы с мужем спали у меня в комнате. Вдруг папа открывает дверь, заходит к нам в комнату и видит: его любимая дочка спит в кровати с каким-то мужчиной.
– Это что еще такое! Зина, как ты могла это допустить! – закричал папа, обращаясь к маме.
– Леня, это муж Иры, – ответила мама.
– Какой еще муж?! – кричал папа.
Фото: Анастасия Мальцева
Мой муж встает с кровати, одевается. Я тоже надеваю халат и думаю, что папа сейчас пойдет в разнос. Без него же свадьба прошла.
– Она моя жена, и я ее обижать не позволю, – ответил папе мой муж.
На этом спор и закончился. Папа увидел свидетельство о браке и успокоился.
Жила как соломенная вдова
Муж ушел из армии по инвалидности. Мы с ним уехали жить в Москву к его родственникам. Но там было очень тесно и бедно. Шесть человек жили в бараке на 12 метрах. Я была уже в положении. Сына там рожать было нельзя. Я собралась и уехала жить в семью к отцу в Севастополь, а мужа оставила в Москве, чтобы он тут работал и решал вопрос с жильем.
Я прожила у отца почти три года. Когда сыну было два с половиной года, я решила: "Все, хватит. Надо возвращаться к мужу, а то я живу как соломенная вдова".
Собралась и поехала в Москву. Муж по-прежнему жил с семьей в бараке на 12 метрах. Вместе с нами в одной комнате жило восемь человек, тут же была и печка, и вода для умывания, и отхожее место. Наш сын спал на кровати, которую мы составили из стульев.
Мы переселились в землянку, где хранили пчелиные ульи
В это время муж работал в институте техником-конструктором. Я терпела-терпела, но потом приехала к нему на работу в институт вместе с маленьким сыном. Пошла к директору и сказала: "Я обращаюсь к вам, как жена, как мать и как комсомолка. У мужа три ордена "Красной звезды", орден "Отечества", медали, два ранения. Я хочу, чтобы у нашей семьи были жилищные условия. Очень прошу! Помогите! Жить в таких условиях мы не можем”. Директор сказал, что постарается решить вопрос.
Потом муж ругал меня за то, что я пришла к нему на работу без спроса. Но семейная перебранка закончилась, все улеглось, а через два месяца нам выдали отдельную землянку.
Нам предложили жить в помещении, где раньше хранили зимой пчелиные улья. Но для нас с мужем эта землянка была настоящим раем.
Спустя год жизни в землянке нас переселили в барак, а потом нам дали трехкомнатную квартиру. Там мы с мужем прожили большую часть жизни и воспитали пятерых детей. Мне вручали "Медаль Материнства".
"Ируська, купи мне китайских яблочек"
Мы с мужем прожили 50 лет вместе. Жизнь, которая была у меня до его смерти, самая счастливая пора.
Но потом муж заболел раком желудка. Однажды я пришла с работы пораньше, а он мне говорит: "Ируська, купи мне китайских яблочек и свари варенье". Я удивилась, горю: "Ну, что ты? Варенье же долго варить". А он отвечает: "Ничего. Я подожду".
Я пошла на рынок искать эти яблоки. Нигде их не было. Я обегала рынок и все магазины в округе. Потом увидела, что эти яблоки бабушки с рук продают. Купила, прихожу домой, а соседка мне говорит: "Дядя Дима умер". Я бросаюсь в квартиру и вижу, муж правда мертвый лежит…
Потом я поняла: он специально меня отправил за яблоками, решил уберечь, чтобы я не видела, как он уходит из жизни… Он всю жизнь меня оберегал.
Не дай Бог пережить своих детей
Из пяти моих детей сейчас жив только один средний сын. Ему 65 лет, он всю жизнь проработал артистом цирка.
Еще погиб мой внук Дима. В день трагедии был его День рождения. Он полез спасать пьяного, который тонул в пруду. Дима вытащил из воды тонущего, а сам зацепился за корягу на дне. Его спасти не смогли. Я долго не могла в поверить в то, что это произошло.
Фото: Анастасия Мальцева
Я до сих пор очень сильно люблю своего мужа, троих сыновей и дочку, которых со мной уже нет… Как я пережила их потерю? Сложно сказать. Не дай Бог кому-то еще пережить своих детей и внука.
У меня большая семья – 12 внуков и 16 правнуков. Если собрать всю мою семью, то это будет 42 человека.
Я живу вместе с внуком Максимом. Он инвалид, после смерти его отца и моего старшего сына, Максим остался один. В детстве на него напали, и он получил черепно-мозговую травму. Глаз повредился, память стала плохая, жить один он не может. Сейчас внуку 41 год. Я переехала к нему, чтобы заботиться о нем.
Фото: Анастасия Мальцева
Доброта и любовь
Я очень люблю петь, читать стихи, не люблю ссоры. Где бы я ни жила, я всегда дружу с соседями. На войне я работала сандружинницей и на лесозаготовках. Потом воспитывала пятерых детей. Все хозяйство было на мне. Стиральных машинок не было, все надо было делать руками. Может быть, это все меня закалило. В семье у нас была теплая обстановка. Но после ухода моих близких в жизни стало пусто.
В чем секрет долголетия? Доброта и любовь – самое главное, что нужно человеку в жизни. В этом весь мир, вся суть. Нужно просто быть добрым человеком.