В институте "Стрелка" прошла лекция архитектора Чарльза Ренфро "Новая жизнь зданий". Вот уже 16 лет Чарльз работает в нью-йоркском бюро Diller Scofidio + Renfro. За свою профессиональную карьеру он руководил такими проектами, как Нью-Йоркский музей искусства и технологии Eyebeam и Бостонский институт современного искусства. Вместе с Ремом Колхасом он разработал план комплексного развития нью-йоркского округа BAM (The BAM Cultural District).
Работы Ренфро публикуются в журналах по всему миру. Он часто читает лекции в США и за рубежом, а также преподает в Колумбийском университете, Университете Райса в Хьюстоне и Новой школе дизайна Парсонса. Сетевое издание M24.ru приводит текстовую версию части лекции, посвященной музею в Рио-Де-Жанейро.
- Я думаю, что это мой последний проект. Этот музей строится в Рио-де-Жанейро. Как видите, это комбинация исследования, которое включает и ICA, и еще один проект, который я не показал вам, и Центр искусств "Гранофф" Университета Брауна, который я показал в самом начале.
Рио, как вы понимаете, - потрясающее место, это всем известно, там куча протестов происходит, также это место имеет и не имеет много чего, но это единое место, единое пространство, где все равны. В Рио – это большой пляж, здесь все равны. И наша площадка как раз на пляже Копакабана. Вот такие два блока, которые находятся, наверное, в самом известном месте Рио, которые иллюстрируют другую сторону жизни в Рио, бедную сторону. Это обычно связано с вертикальностью, трущобами, вот такого плана зданиями. Мы думали о части этого проекта, это был музей, который посвящен художникам, которые жили в Бразилии или работали в Бразилии, в Рио-де-Жанейро, придавая облик этой стране, этому городу. Это музей о самом городе. Мы подумали, что может быть лучше, чем если это будет музей, который будет состоять из самого города, из ткани города? И мы оценивали эти возможности.
Вот смотрите, поверхность пляжа Копакабана. Основная идея была в том, что здание может иметь форму складывания прогулочной дорожки, для того чтобы дать новую форму музею, который будет полностью доступен, полностью в открытом виде, как внутри, так и снаружи. По дорожке вы сразу поднимаетесь вверх и оказываетесь, совершенно бесплатно, на разных уровнях, и можете оказаться в ресторане на крыше, и в других комнатах. Вот смотрите, разрез. Каждый из локотков – фактически это новая поверхность, новый элемент пространства. Есть и затемненные элементы, которые используются для галерей. Вот как это выглядит с внешними прогулочными дорожками, которые можно посещать без билетов. Можно заглядывать внутрь, внутрь галереи. Перфорированная часть, которую я покажу сейчас, которая называется Копага, это очень интересный элемент. Такое взаимообразное видение изнутри наружу и снаружи внутрь. Вот пространство галерей, кинотеатр на крыше, который выходит видом на пляж.
Ссылки по теме
- Архитектор Чарльз Ренфро: как вдохнуть новую жизнь в старые здания
- Архитектор Нью-Йоркского музея искусства проведет лекцию в "Стрелке"
Сама по себе площадка – это также часть, несущая на себе нагрузку. С одной стороны, это музей, кроме того, это видовое место, место обзора, обзорная площадка, мы хотели продолжать исследовать различные углы зрения, которые открываются с нашей площадки, что можно себе представить и как видеть Копакабану - наверное, самый символический пляж в мире. Как вы видите, мы разделили обзор на секции, которые могут быть открытой галереей как таковой, и далее уже с самого нижнего уровня до верхнего. Это фокусирует ваше зрение сначала на дорожке, потом на песке, затем на серфе, на волне. И дальше верхний этаж уже фокусирует ваш взгляд на удаленных горах и небе. Таким образом мы поделили обзорное пространство, и это одна из выставочных панелей музея. То есть во время перехода с одного уровня на другой вам могут открываться новые и новые варианты.
Мы видим тысячу небольших отверстий в алюминиевой поверхности, они меняют свою ориентацию, они меняются под углом, они двигаются по форме здания, фокусируя взгляд посетителя в том или ином направлении. Вы можете видеть только в одном направлении, если стоите перед макетом вот так.