Юлий Борисов. Фото: www.unkproject.ru
Москомархитектура объявила конкурс архитектурных концепций многофункционального комплекса "Империя Тауэр - вторая очередь" на территории делового центра "Москва-Сити". На закрытый конкурс приглашены шесть московских архитектурных мастерских, в том числе бюро UNK project. Руководитель бюро Юлий Борисов рассказал порталу М24.ru о будущем развитии делового центра "Москва-Сити", а также о застройке "Сколково" и реконструкции бывших заводских территорий.
– Юлий, будет ли ваше бюро участвовать в конкурсе, и есть ли уже концепция будущего комплекса?
– Да, мы планируем участвовать в конкурсе. Но пока говорить об идеях рано, так как мы еще не получили техзадание.
– Как вы считаете, "Москва-Сити" развивается в правильном направлении?
– Этот комплекс, безусловно, был нужен Москве. Но у него есть свои проблемы. Первая проблема связана с тем, что инфраструктура комплекса не подготовлена к такому количеству работников. Сейчас эта ситуация экстренно исправляется. Вторая проблема состоит в том, что "Москва-Сити" был придуман и начал строиться более 20 лет назад. А за это время произошли серьезные изменения, в том числе и в развитии технологий. Например, все современные центры обладают другими характеристиками по энергоэффективности, изменились требования к компоновке внутреннего пространства.
– Бюро UNK project вошло в десятку победителей конкурса на проектирование кварталов "Технопарка" Сколково. Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте.
– Это жилой квартал, предназначенный для преподавателей и руководителей компаний, которые будут находиться в "Сколково". Мы спроектировали таунхаусы класса "люкс", применив очень интересное инновационное решение, – мы использовали подземное пространство и сделали разные уровни жилья. Перед нами стояла задача, с одной стороны, чтобы люди спокойно перемещались, с другой стороны, создать приватные территории, поскольку современная архитектура подразумевает большие площади остекления и легкий выход на улицу. В поселке можно будет гулять не только по улице, но и на территории приватных зон. При этом мы разделили зоны только при помощи уровня грунта.
Фото: www.unkproject.ru
– Концепция "Сколково" ориентируется, в том числе на энергоэффективность, на использование возобновляемых источников энергии. Ваш проект учитывает эти принципы?
– У нас в проекте применены передовые материалы, которые позволят экономить энергию, затрачиваемую на отопление. Также сама земля будет являться своего рода стабилизатором температуры в помещениях, которые находятся под землей. Кроме того, упрощена система обслуживания инженерных систем домов. Обслуживание можно будет производить, не заходя внутрь домов, в подземной галерее, которая соединит все дома.
– На какой стадии находится строительство?
– Проект сейчас реализуется, строители вышли на площадку. Если будет нормальное финансирование, то можно будет построить квартал к лету следующего года.
Фото: www.unkproject.ru
– Американская Кремниевая долина занимает территорию около 400 тысяч гектаров, а "Сколково" всего 300 гектаров. На ваш взгляд, на такой ограниченной территории можно создать полноценный наукоград?
– Наукограды в Америке и во Франции были построены около 15 лет назад. Сейчас все производства и технологии сосредоточены, в основном, в области IT. А для этого не нужны большие территории, нужна просто концентрация творческой энергии. На мой взгляд, для этого нужно создать компактную, удобную и инновационную среду. "Сколково" имеет все шансы, чтобы это сделать.
– Офис бюро UNK project находится в здании бывшего цеха. Как шла реконcтрукция здания?
– Мы получили прекрасное помещение в шести километрах от Кремля. В нашем офисе мы соединили старую "скорлупу" здания с современными технологиями работы. Это здание 1950-х годов, оно несколько раз перестраивалось. Мы укрепили фундаменты, надстроили еще один этаж, полностью изменили фасады и инженерную систему. Фактически от самого здания остался только каркас. Здания советского периода не представляют исторической ценности, и они настолько исчерпали себя, что у них сейчас почти нулевой запас прочности, поэтому экономического смысла их сохранять нет. Поэтому если речь идет о таких объектах, то лучше здание снести и построить новое. А если говорить об исторических памятниках, то на их территории можно создавать прекрасные лофты по примеру "Даниловской мануфактуры".
Фото: www.unkproject.ru
– Какова перспектива использования старых заводских территорий?
– Сейчас в пределах Садового кольца почти не осталось площадок для нового строительства. А в пределах Третьего транспортного кольца очень много заводских территорий. Единственный способ уплотнения и улучшения среды в настоящее время – это за счет промзон. Они ждут своего часа, когда их начнут осваивать.
– Ваше бюро проектировало коттеджи для нескольких поселков, в том числе для "Западной Долины". Как вы считаете, сейчас авторские идеи в большей степени могут воплотиться в архитектуре частных домов или в архитектуре общественных зданий?
– Мы идем в общемировом тренде, а в Америке и Европе процентов 80-90 загородного строительства – это типовые дома и только процентов пять – авторская архитектура. У нас был перекос, когда дома с низким бюджетом пытались сделать авторскими. В итоге мы имеем огромное количество неликвидного жилья на рынке, поэтому сейчас очень востребована комплексная комфортная средовая застройка. А авторская архитектура она не всегда функциональна, она иногда бывает сложна в эксплуатации и в строительстве, поэтому это прерогатива уникальных объектов. Я считаю, что именно в городе должно быть больше авторской архитектуры. Авторская архитектура – это произведение искусства, такой архитектуры должно быть мало.
Фото: www.unkproject.ru
Беседовала Софья Кондрашина