Новости

Новости

Сергей Летов: "Курехин создал ощущение веселого карнавала"

Ровно 17 лет назад – 9 июля 1996 года – скончался один из самых значимых и в то же время неоднозначных музыкантов Сергей Курехин. Многие причисляли его к постмодернистам и авангардистам, но сам Курехин считал, что люди неправильно понимают значение "нового искусства". По его мнению, артисты, которых считают новаторами, делают то, что до них уже делали много лет назад.

Близкий друг Курехина, экс-участник "Поп-механики", саксофонист Сергей Летов в интервью М24.ru рассказал о памятных периодах жизни артиста, отношении к нему других музыкантов, о мистике и, в частности, о том, как Курехин предугадал свою смерть.

Сергей Курехин. Фото: letov.ru

Знакомство

Мне запомнилось, что мы с Курехиным познакомились не в "Сайгоне", как большинство людей в Ленинграде в то время, а в кафе напротив Русского музея (сейчас там располагается гостиница "Европейская"). Это был кафетерий "Стояк", мы пили кофе из граненых стаканов. Но там практически не было публики, хипарей – всей той тусовки.

До 1986 года каждый концерт мы ругались с ним, и проклинали, и расставались навсегда. Потом снова встречались по его инициативе. В 1986 году мы помирились в Екатеринбурге и больше уже никогда не ссорились до его смерти.

Новое искусство

Мнения были разные, но восхищение преобладало. Дело в том, что Курехин в Ленинграде – городе большой тоски и чувства ущемленного самолюбия – умудрился создать ощущение веселого карнавала. Все музыканты в "Поп-механике" выступали, как правило, бесплатно, в том числе и выдающиеся и заслуженные артисты. Для всех это был большой праздник, и я для участия в этом празднике ездил из Москвы в Питер на поезде. Приезжал, отыгрывал, садился в поезд и ехал обратно. И так продолжалось около 10 лет.

Были и немногочисленные музыканты, амбиции которых входили в противоречие с Курехиным. Им хотелось реализовать что-то значительное и серьезное, а Сергей подходил ко всему с игрой и шуткой. Курехин демонстрировал то, что авангард - это не обязательно беспросветная тоска, звериная серьезность на лице, что новое искусство вполне может быть игровым и главное – доступным массам людей.

Период "Аквариума"

Сергей пытался через группу "Аквариум" реализовать свои художественные идеи, скажем так, радикально-авангардистского свойства.

Был в жизни Бориса Гребенщикова такой период слабости, когда он поддавался на авантюры Курехина. Когда он перестал это делать, Сергей был на него обижен. Он очень ругал – по крайней мере мне – и Гребенщикова, и других музыкантов его группы.

Мы вместе ходили на концерт примерно в 1988 году, и Курехин минут за 15 до начала концерта предложил мне уйти. На самом деле, это была просто обида на то, что Борис продолжил свой собственный курс. Был период увлечения Курехиным, и он прошел.

У каждого музыканта бывают собственные планы, идеи, амбиции... иногда с кем-то можно войти во временный союз. На самом деле, такое у Курехина было со многими музыкантами, в частности, с группой "Странные игры", представлявшей главный противовес "Аквариуму". Потом группа "Кино", которая была популярней "Аквариума" в конце 80-х. К тому же все музыканты "Кино" играли в "Поп-механике".

Сергей Курехин и Сергей Летов. Фото: letov.ru

И даже первый зарубежный выезд Курехин совершил именно со мной и музыкантами этой группы – это состав так называемой малой "Поп-механики".

На одном из выступлений "Поп-механики", проходившем в спортивном зале "Юбилейный", на трех концертах подряд присутствовало 10, девять и восемь тысяч человек. Трудно представить, что сейчас на авангардную музыку может прийти такое количество людей, даже в год.

Мистика

Однажды мы играли с Курехиным в Ленинградском доме композиторов. И в программе он симулировал сердечный приступ. Он играл, делал пассаж на рояле, клавиатура заканчивалась, и он вдруг падал на пол. Нужно было побрызгать его водой, Африка (Сергей Бугаев) уговаривал заведующую залом вызвать скорую помощь. Удивительным образом он предугадал свою смерть.

Сергей Курехин родился в 1954 году в Мурманске в семье военного. Музыкой стал заниматься с четырех лет. После окончании школы вместе с семьей он переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище имени Мусоргского. Оттуда его отчислили за прогулы, затем Курехин какое-то время проучился в Институте культуры имени Крупской, а потом работал концертмейстером художественной гимнастики.

В музыку Курехин пришел как рок-пианист – в период с 1971-го по 1977 год выступал с группами "Пост", "Большой железный колокол" и "Гольфстрим". Затем увлекся джазом и выступал на крупнейших фестивалях страны.

14 апреля 1984 года Курехин создал "Популярную механику" – самый известный его проект, в который вошли участники групп "Аквариум", "Кино", "Странные игры", "АукцЫон" и другие.

Оркестр Курехина объехал всю страну, а затем выступал и за рубежом. Иногда в него входило около 300 человек. Также артист выступал с сольными программами, писал музыку к спектаклям и фильмам.

В 1991 году Курехин в программе "Пятое колесо" запустил в свет медиавирус, известный как "Ленин — гриб".

Сергей Курехин скончался в возрасте 42 лет, 9 июля 1996 года после двух месяцев тяжелой и редкой болезни сердца.

Напомним, в память о знаменитом артисте 9 июля в павильоне "Школа" на Крымском валу писатель Александр Кушнир прочтет лекцию под названием "Сергей Курехин. Безумная механика русского рока". Там покажут отрывки из документального фильма ВВС Comrades и фрагменты пресс-конференции 1995 года, в которой приняли участие Курехин, Лимонов и Дугин. А в Artplay пройдет "День памяти Сергея Курехина: премьера танцевального перформанса".

Дмитрий Кокоулин

Сюжет: Взгляды
закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика