На этой неделе в подмосковном Жуковском проходит Международный авиакосмический салон МАКС-2013. Самая зрелищная часть придется на дни массового посещения - 30 и 31 августа и 1 сентября. О том, какие новинки представляет российский авиапром в этом году, а также о наиболее выдающихся образцах конструкторской мысли прошлых лет – в материале M24.ru.
В этом году в авиасалоне участвуют более 250 компаний из 43 стран мира. По размаху это мероприятие можно поставить в один ряд только со знаменитым салоном во французском Ле-Бурже.
На МАКСе Россия покажет более 150 летательных аппаратов различных модификаций. Основная цель авиасалона для российских компаний – заинтересовать потенциальных покупателей новинками отечественного авиапрома и подписать выгодные контракты на поставку отечественной техники – как гражданской, так и военной – зарубежным партнерам.
Зрителей это не слишком интересует, и для них наиболее ожидаемой частью авиасалона являются показательные полеты, среди которых особняком стоит выступление пилотажных групп "Стрижи" и "Русские витязи".
Ил-476. Фото: ИТАР-ТАСС
Но поговорим о новинках, которые отечественные авиаконструкторские бюро и компании представили или собираются представить в этом году. Вообще, их не слишком много – весьма "прорывным" в этом плане был МАКС-2011, а российские авиапроизводители пока не могут "штамповать" премьеры за премьерами из года в год, чтобы покорять не только сердца любителей авиации, но и зарубежных покупателей. Но совсем без новинок не обошлось.
Так, "Гражданские самолеты Сухого" представили новую версию самолета Sukhoi Superjet 100. Улучшенная модификация ближнемагистрального пассажирского лайнера способна летать дальше – именно в этом состоит основное отличие этой версии от той, что была представлена на МАКСе в 2009 году, а до него – на Ле-Бурже. Самолет "предъявили" публике в двух версиях – обычной и VIP. Правда, неискушенный зритель вряд ли найдет "на глазок" отличия новых модификаций от их предшественника образца 2009 года – внешне летательные аппараты практически идентичны.
Первой версией самолета в свое время заинтересовались в Индонезии, о том, убедили ли "потомки" первого Superjet потенциальных покупателей в необходимости скорейшего подписания контрактов – не сообщается.
Ан-70. Фото: ИТАР-ТАСС
Другой ожидаемой новинкой в сфере гражданской авиации стал транспортный самолет Ил-476 от Объединенной авиастроительной корпорации. На эту модель возлагаются очень большие надежды, ее даже показывали еще до МАКСа президенту России Владимиру Путину, как демонстрацию возможностей российской авиапромышленности.
Традиционно сильны позиции России в сфере военной авиации. Если гиганты в области пассажирских лайнеров Boeing и Airbus, по сути, соревнуются пока только друг с другом, то в "военном секторе" в "сражении за контракты" участвуют и новейшие российские разработки.
Вышесказанное относится, в частности, к истребителю корпорации "Иркут" Су-30СМ. Он уже успел произвести впечатление на зрителей, продемонстрировав несколько фигур высшего пилотажа – "кобру", "колокол" и "плоский штопор", - и удивив своей способностью к маневрам. Она настолько велика, что позволяет самолету в буквальном смысле слова лететь хвостом вперед. Правда, контракт на поставку таких машин для нужд российской армии был подписан еще в прошлом году.
А российские ракетостроители представили противокорабельную ракету Х-35УЭ, которая способна поразить цель, находящуюся в радиусе 260 километров.
Ту-144. Фото: ИТАР-ТАСС
В недавнем прошлом
Весьма успешным в плане показа перспективных разработок российской авиации выдался МАКС-2011.
Так, публике впервые представили Т-50 (ПАК ФА) – новейший истребитель пятого поколения, способный летать на сверхзвуковой скорости и обнаружить малозаметные цели. В этом году ПАК ФА еще раз показал свои возможности и удивил зрителей невероятной маневренностью. Серийное производство самолета планируется начать в 2015 году.
Ссылки по теме
- На МАКС-2013 в Жуковском проводится День Москвы
- МАКС-2013: одиннадцатый и далеко не последний
- Электрички на авиасалон МАКС будут следовать с минимальным интервалом
В области ракетостроения отличились специалисты компании "Радиозавод", представившие автоматизированную систему управления ПЗРК "Игла". Новый комплекс оснастили системой самонаведения, что практически исключает возможность непопадания ракеты по цели. Одновременно один такой комплекс способен обрабатывать до 60 целей в небе. "Для нужд войск – лучше не придумаешь", - подумали тогда в Министерстве обороны и заключили контракт на поставку. Сейчас "Игла" уже имеется в российских ракетных войсках.
А центр имени Хруничева представил ракету-носитель "Ангара". Основное отличие этих ракет от аналогичных носителей состоит в том, что они не наносят вред экологии. Тогда была выставлена бета-версия, завершить работы центр планировал к 2013 году.
Василий Макагонов