Илья Екушевский. Фото: пресс-служба Busfor
Беспилотные машины ближе, чем вы думаете – они уже есть, их вовсю тестируют и пора придумать себе хобби по дороге от работы до дома вместо стояния в пробке и переключения радиостанций.
Впрочем, не все так гладко – для полноценного запуска автономного транспорта нужно многое сделать. Что именно, порталу Москва 24 рассказал эксперт, основатель онлайн-сервиса продажи билетов на автобус Busfor Илья Екушевский.
- Говорим "беспилотные автомобили" – подразумеваем "электротранспорт". Почему?
- Обе технологии – и автономное управление, и электродвигатели – подошли к такому моменту, когда можно сделать что-то прорывное и революционное. Например, электродвигатели сейчас совершенно нового уровня, нежели те, которые были созданы несколько десятилетий назад.
Кстати, электродвигатели появились раньше бензиновых, просто технологии были несовершенны, а эксплуатация двигателей внутреннего сгорания была проще, да и не обошлось без нефтяного лобби.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Сейчас настал тот момент, когда сошлись две хорошие технологии. Электрификация автомобилей позволит улучшить экологию, что полностью соответсвует текущем потребностям общества, а беспилотные автомобили – вопрос экономики, скорости передвижения и безопасности.
- Просто так совпало?
- В последние годы произошел серьезный технологический скачок, который коснулся практически всех сфер, в том числе не обошел стороной и автомобилестроение. Благодаря этому крупные IT-
компании, заинтересованные в производстве программного обеспечения для транспорта, и сами автопроизводители смогли выйти на совершенно новый уровень.
Транспорт эволюционировал довольно долго, еще десятки лет назад появились первые механические устройства, которые помогали водителю действовать в экстренных ситуациях – тот же ABS. Затем разработали электронные устройства, например, системы курсовой устойчивости, круиз-контроля, контроля дистанции, помощи в парковке и другие, которые тоже внесли свою лепту в уменьшении роли водителя в управлении транспортным средством. Cледующий логичный шаг – искусственный интеллект в автомобиле.
- Мы говорим об "умных" автомобилях, но "умная" дорога важнее?
- Когда мы говорим о том, что беспилотный автомобиль будет эксплуатироваться повсеместно, надо помнить, что для этого должно появиться регулирование на законодательном уровне, сам автомобиль должен быть безопасным и технологически совершенным, и должна поменяться сама дорожная инфраструктура.
Нужны ли в будущем дорожные знаки, разметка или светофоры – не могу сказать. Сегодня беспилотный автомобиль ориентируется не только на компьютерное зрение, но и на картографию, то есть должны появиться высокоточные карты, чтобы обеспечить максимальную безопасность при движении.
Мне кажется, это переломный момент, когда не только технология решает, как быстро и насколько массово будет эксплуатироваться беспилотный автомобиль. Чтобы такой транспорт появился на дорогах общего пользования, нужно, чтобы изменения произошли не только в технологической сфере. Нужно обеспечить среду для реализации подобных проектов.
- Предположим, все сложилось удачно и беспилотные машины выехали на улицы. Но кто будет нести ответственность при ДТП?
- Сегодня почти каждое ДТП уникально. Конечно, оно поддается классификации, причем часть аварий не обязательно происходит по вине водителя – это может быть ошибка автопроизводителя. Водитель не может быть виноват в том, что отвалилось рулевое колесо вследствие технологической ошибки. Это вопрос к производителю или к сервису. Мне кажется, такая же ситуация может произойти и с беспилотным автомобилем. Доказать, что ДТП произошло по вине системы, что она не учла какую-то ситуацию в дорожной обстановке, будет очень сложно. Но тут сможет помочь наличие цифровой начинки у беспилотного транспортного средства.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
С другой стороны, возрастет ответственность у автопроизводителей и у технологических компаний, которые разрабатывают программное обеспечение для беспилотных
автомобилей.
- Как вы будете "заманивать" людей в беспилотные автобусы? Как заставите людей вам доверять?
- Каждый человек, когда речь заходит о доверии, обычно руководствуется двумя факторами: личное мнение и доказательства, которые и рождают доверие.
То есть, если будет статистика, которая показывает, что процент ДТП с беспилотными автомобилями меньше, чем под управлением водителя, то, возможно, вопрос доверия решится сам по себе.
Пока статистики нет и вопрос остается открытым. Возможно, надо только попробовать, и тогда человек решится и на второй раз, и на третий, а дальше доверие сформируется.
Вообще страх присущ человеку – мы всегда чего-то боимся. Вероятно те, кто первым ездил на лифте, принимал какие-то успокоительные, потому что не знал, довезет ли его лифт до конечной точки или нет.
Кстати, сами автопроизводители заинтересованы в том, чтобы их автомобили продавались, и устраивают предварительные тест-драйвы перед покупкой. Например, девушка хочет приобрести большой джип, но она сомневается. Она придет, попробует и ее страхи развеются.
С беспилотными автомобилями будет то же самое, но, по сути, еще проще. В любом автомобиле можно будет нажать кнопку, и он станет беспилотным. Человек сначала попробует сделать это в безопасном месте, ему понравится, он начнет пробовать больше, а в итоге он будет смеяться – почему я эту кнопку не нажал раньше.
Простое сравнение – все говорят "как мы будем доверять", но все забывают, что когда они летят на самолете, там роль человека важна с точки зрения контроля за полетом и действий в экстремальных ситуациях, но все же роль пилота в современных лайнерах минимальна. Лифт и эскалатор – то же самое. Когда мы поднимаемся на 80-й этаж, у нас же не появляются мысли, что какая-то система не справится с тем, чтобы нас довезти. Со временем так будет и с беспилотным автомобилем.
- Вы будете в числе тех, кто поддержит беспилотные автобусы?
- Я как бывший автогонщик, то есть тот, кто умеет управлять машиной в экстремальных условиях, верю, что беспилотный автомобиль как высокотехнологический продукт, если он связан с дорожной инфраструктурой и другими беспилотными автомобилями, позволит серьезно повысить безопасность.
Фактор безопасности для меня ключевой. Если я буду садиться в авто, которое управляется системой, я буду понимать, что мне гарантирована безопасность. Возьмем такси: там вопрос безопасности открытый, я не знаю, насколько водитель опытен, не знаю, сколько он спал и в каком он состоянии, но надеюсь, что транспортная компания это хоть как-то контролирует. Так что человеческий фактор всегда есть, причем даже не только от водителя это зависит – дорожная ситуация может резко измениться: упадет дерево, выскочит другой автомобиль, и я не знаю, как поведет себя таксист.
Я надеюсь, что система будет настолько "прокаченной", что будет гарантировать всем нам большую безопасность, чем обученный в автошколе водитель. Так что для меня вопрос доверия решиться, когда я посмотрю на статистику аварий.
- Кого сейчас можно назвать лидером в сфере беспилотного транспорта?
- Многие компании пока находятся в "тени" и не спешат заявлять о себе. Я уверен, что сейчас существует много разработок на более высоком уровне, нежели мы знаем. Подозреваю, что есть технологические гиганты, у которых есть деньги и возможности привлечь лучших специалистов. Мне кажется, что это Apple, Intel, Nvidia и крупнейшие автопроизводители, которые также достаточно хорошо капитализированы.
- Спроецируем на Россию. У нас есть технологии, есть образцы. Что нужно сделать прямо сейчас, чтобы выйти на международный уровень?
- Почему в России больше технических специалистов, чем в Африке? Потому что у нас хорошее техническое образование, потому что много приличных технических вузов, и когда говорят, что страна должна быть передовой – нужно идти к истокам, к образованию, причем идти с пониманием, какие профессии будут востребованы в будущем.
Если бы мы увеличили в несколько раз количество технических вузов 30 лет назад, возможно, сегодня мы бы были цифровой державой номер один.
Наверное, не хватает видения. Почему в других странах правительство ведет открытый диалог с ведущими предпринимателями? Илон Маск, Тревис Каланик (основатель Uber), Марк Цукерберг – все они довольно часто встречаются с представителями государства. Официальным лицам важно их услышать, важно понять, как меняется мир и как государство должно к этому адаптироваться.
Поэтому мне кажется, должен быть открытый и постоянный диалог с властями. Если говорить о том, как России догнать остальной мир – нужно как можно скорее вернуться к истокам. Главная технологическая гонка еще впереди – это только начало большого пути, начало прорывных технологий во всех сферах.
- А что делать в будущем людям, которые любят водить?
- То же самое, что сейчас делают любители ездить на лошадях. Думаю, что в какой-то далекой перспективе появятся специальные трассы, куда человек сможет поехать и самостоятельно покататься за рулем. Возможно, будут созданы какие-то объекты, где можно будет управлять автомобилем по пересеченной местности, по горам, с большой скоростью, и это будет аттракционом.
Важно понимать, что в перспективе ближайших 10-20 лет ничего кардинально не изменится, однозначно останутся дороги общего пользования. Эра беспилотных автомобилей повсеместно еще не наступила и самостоятельно накататься мы еще точно успеем.