На российском страховом рынке получила широкое распространение новая схема мошенничества с электронными полисами ОСАГО: компании-посредники намеренно предоставляют страховщикам недостоверные сведения, добиваясь снижения стоимости полиса.
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
О проблемах с недобросовестным оформлением электронных полисов ОСАГО рассказала газета РБК. Мошенничество основано на том, что база данных Российского союза автостраховщиков, по которой проверяются данные водителя при оформлении электронного полиса ОСАГО, не связана с базой данных ГИБДД. Соответственно, страховщики не могут проверить данные автомобиля, на который оформляется полис.
Поэтому мошенники оформляют страховку на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей и в регионе, для которых установлены самые низкие коэффициенты. Но при этом указывают регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) автомобиля реального покупателя полиса.
Например, в Москве и Санкт-Петербурге установлены территориальные коэффициенты – 2, тогда как в Чечне или Крыму они втрое ниже – 0,6. Указав минимальную мощность двигателя, наименьший период использования транспортного средства, самый большой коэффициент водительского стажа и возраста, мошенники покупают у страховщика "крымский" или "чеченский" полис за 600-700 рублей. А затем, поменяв с помощью фотошопа эти данные на реальные, продают московским или питерским автовладельцам за 15-20 тыс.
Оперативно проверить подлинность такого полиса практически невозможно, поскольку на сайте страховщика отражается реальный регистрационный номер и VIN покупателя полиса. Мало того, даже сотрудники ГИБДД, которые при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, могут не выявить подлога, потому что проверяют данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания. Но если владелец автомобиля обращается в страховую компанию после ДТП, подделка выявляется моментально, и страховщики отказывают в выплате.
С начала этого года продажи полисов электронного ОСАГО растут лавинообразно после введения требования об обязательности этой формы продаж для страховых компаний. В итоге, по оценкам страховщиков, сегодня на руках у российских автовладельцев находится 250-500 тыс. полисов с недостоверными данными.
Банк России совместно с представителями страхового сообщества сейчас пытается разработать "комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение подобных проявлений". Однако, по мнению специалистов, они не будут эффективными без объединения баз данных страховщиков и ГИБДД. Российский союз автостраховщиков уже направил соответствующие предложения в Центробанк, но ответа не получил.
Пока подчиненные Эльвиры Набиуллиной размышляют, специалисты советуют автовладельцам не покупать электронные полисы ОСАГО у посредников. Если же вы решились на такую покупку, то необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности. Обычно данные об оформленном полисе добавляются в базу РСА в течение 30 минут.
Если в ходе проверки полиса обнаружатся ошибки в сведениях об автомобиле, придется прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего страховщик либо исправит ошибку в полисе, либо проведет перерасчет. Можно также обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Впрочем, полиция очень не любит заниматься такими делами и вряд ли вообще будет расследовать подобное мошенничество.
В любом случае для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис, нужно будет представить все платежные документы. Иначе доказать факт приобретения поддельного полиса у конкретного продавца будет практически невозможно.