Фото: ИТАР-ТАСС
В Москву пришла по-настоящему зимняя погода. В шиномонтажах уже выстроились очереди из автовладельцев, спешащих "переобуть" свои машины. M24.ru узнало, какая зимняя резина обеспечит водителю уверенность и безопасность на дороге.
Климат диктует правила игры
Хотя российские законы и не запрещают использование летней резины зимой, отметим, что в холодное время года даже дешевые зимние шины будут намного надежнее и безопаснее, чем самая дорогая летняя резина. В холодное время летняя резина твердеет и становится дубовой, она имеет более низкое сцепление с дорогой, что существенно повышает вероятность заноса, также увеличивается вероятность разрыва колеса при обычном проколе. Менять летнюю резину на зимнюю рекомендуется, когда на улице похолодало до +7 градусов.
Отмечу также, что жителям Московского региона не стоит надеяться, что они отделаются покупкой одних лишь всесезонных шин. Объясню почему. Всесезонные шины как по химическому составу, так и по рисунку протектора абсолютно не годятся для жары и сильных морозов. Температурный диапазон для их эксплуатации – от +20 до -5 градусов, а их поведение при наличии на дороге снега и грязевой каши лишь немного улучшено по сравнению с классическими летними шинами. Кроме того, эти покрышки как правило предназначены для городских улиц, которые регулярно чистят – то есть такая резина, может, и годится для европейцев, но не для москвичей.
При покупке зимних шин водителям следует делать выбор, исходя сразу из нескольких факторов. В расчет стоит брать то, насколько часто и далеко вы ездите на машине, а также климатические условия, в которых автомобиль эксплуатируется. Например, шипованная резина с грубым рисунком протектора будет идеальна для региона, в котором зимой обычно стоит сухая погода, а дорожное полотно представляет собой плотно укатанный лед. Зато такая резина шумит на порядок сильнее и не подходит для гоняющих на скорости больше 130 км/час, а также для регионов, где на дорогах преобладает снежная каша, потому что шипы не смогут обеспечить достаточное сцепление, и безопасность эксплуатации машины снижается.
Шипованная vs нешипованная резина
Делая выбор, главное - не поддаваться стереотипу о том, что шипы зимой – это однозначно повышенная безопасность. Они действительно сократят тормозной путь на хорошо укатанном снегу и ледяной корке, улучшат устойчивость автомобиля, а также упростят старт и разгон в тех же условиях. Но вот на сухом и мокром асфальте шипы наоборот существенно снижают сцепление колес с дорогой, что удлиняет тормозной путь и снижает заносоустойчивость, а в рыхлом снегу или на болотистой грунтовке шипы гораздо быстрее "вкопают" автомобиль и посадят его "на пузо". Есть еще пара недостатков: шипованная резина более шумная и увеличивает расход топлива.
Ссылки по теме
Кроме того, многие современные нешипованные зимние шины по сцеплению с дорогой в откровенный гололед практически не уступают "шипам", особенно если температура воздуха опускается ниже -15 градусов. Происходит это благодаря структуре протектора, на котором "высечены" поперечные ламели, в народе называемые "липучками". И вообще, шипы могут стать причиной заноса гораздо быстрее, нежели покрышки без них.
Если же вы все таки остановили свой выбор на "шиповке" для езды по сугробам и целине, то вам следует обратить внимание на резину, где рисунок протектора состоит из отдельно стоящих элементов, часто напоминающих форму ромбиков, кубиков или снежинок, высота которых достигает 9-10 мм и между которыми при этом достаточно большие зазоры (как продольные, так и поперечные). Если при этом резина направленная (о чем свидетельствует V-образное расположение элементов рисунка и большая стрелка на боковой поверхности покрышки с надписью rotation), то машина будет увереннее вести себя в снежно-грязевой каше, в которую превращаются дороги в мегаполисе зимой. В любом случае, такая резина однозначно не подходит для безопасной езды на высоких скоростях.
Типы нешипованной резины
Фото: Оксана Загребнева
Нешипованная зимняя резина делится на два типа: европейскую и скандинавскую. Каждый вариант будет оптимален в своих погодных условиях.
Европейский тип похож на противодождевую резину. Его характерные особенности – диагональное построение рисунка с развитой сетью водоотводных каналов, большим количеством тонких прорезей и мощными грунтозацепами по периферии протектора. Чем больше длина прорезей, тем больше длина кромок, которыми шина может цепляться за дорожное покрытие, вбирая в прорези воду и снег, осушая и очищая тем самым пятно контакта шины с дорогой. Основной задачей этого типа шин является наилучшее сцепление с дорогой при дожде или в мокрый снег.
Фото: Оксана Загребнева
Скандинавский тип имеет более разреженный рисунок, с большим количеством прямоугольных или ромбовидных "шашечек", размещенных в шахматном порядке. Они имеют довольно большое расстояние между собой. Это сделано для того, чтобы протектор легко продавливал прочную верхнюю поверхность льда или снежного наста и в тоже время хорошо очищался от снега и грязи. Основная задача такого типа шин - сделать наилучшим сцепление с заснеженной или заледенелой дорогой. Для жителей областных городов или для постоянных поездок по пересеченной местности такие шины будут в самую пору и не дадут застрять в сугробах нечищеных дорог.
Нешипованные шины отличаются также по рисунку протектора:
- скоростные зимние шины имеют высокий индекс скорости и ярко выраженный "спортивный" рисунок протектора, а также несколько заниженную высоту элементов рисунка – 6-7 мм. Эта резина бывает только направленной. Такие покрышки предназначены исключительно для сухих очищенных трасс, а вот слякоть, ледяная корка или снег могут стать для них существенным препятствием. Эксперты не рекомендуют этот тип шин для российских дорог.
- Классические зимние шины имеют средние поперечные зазоры, широкие продольные канавки, высота элементов рисунка – 7-8 мм. Такая резина может быть как направленной, так и нет. Основная масса автовладельцев, использующих данные шины, - это водители, предпочитающие спокойное и безопасное передвижение в зимний период, причем преимущественно по асфальту. Соответственно, приобретая такую резину, нужно понимать, что она не подойдет для езды по сугробам или на высоких скоростях зимой. Среди плюсов - более низкая цена покрышки, а также более длительный срок ее службы.
- Шины с ассиметричным рисунком протектора визуально вдоль делятся на две части. Одна, как правило внешняя, имеет классический вид и должна обеспечивать хорошее сцепление с асфальтом. Другая часть, как правило внутренняя, должна обеспечить сцепление на снегу и в слякоти. Тут нужно понимать, что функции-то реализованы, но полезная площадь этих частей уменьшена в два раза, потому для каждой функции уменьшится и эффективность. Такие шины являются неплохой альтернативой классической зимней резине, но они однозначно дороже классики. Есть ли смысл платить за такую универсальность, решать вам.
Изучаем маркировку
Фото: Оксана Загребнева
Чтобы не дать продавцу облапошить себя и продать совсем не или не совсем то, что вам нужно, изучите маркировку, которая имеется на всех шинах. Вставить фото 4
- Дата изготовления. Выглядит в виде четырех цифр на боковине шины (первые две цифры – номер недели года, вторые две – сам год). Нужно иметь в виду, что трех и четырехлетние шины могут уже иметь не те качества;
- Износостойкость. Данный параметр называется Treadwear и исчисляется в единицах. Стандартная износостойкость – 100 ед. Их обычно хватает на 48 000 км. Пробега, то есть примерно на сезон;
- Индекс скорости. Обозначается буквами английского алфавита – от N (140 км/ч) и до ZR (выше 240 км/ч). Тем, кого интересует быстрая езда и низкий износ, лучше всего брать шины с маркировкой S;
- Показатель нагрузки. Он означает, какой вес приходится на каждое колесо. По словам специалистов, данный индекс должен быть в пределах 30 - 35 процентов от веса снаряженного автомобиля;
- Тип шин. У зимних моделей резины маркировка должна быть M+S (Mud + Snow) и/или Winter, что в переводе означает "грязь и снег" и/или "зима".
- Сертификация. Буква "Е" означает соответствие требованиям Евросоюза, а DOT - требованиям США. Иногда на некоторых моделях присутствуют обе эти маркировки.
Дата изготовления. Фото: Оксана Загребнева
Дополнительно маркируются такие признаки, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Также стоит напомнить, что профессиональные внедорожные и гоночные шины не маркируют, как и наварные, шипованные и некоторые другие типы. Это стоит учитывать при покупке.
Цена безопасности
Если вы ездите на автомобиле только на работу, в магазин и пару раз за сезон в лес на шашлык, т.е. пробег вашего авто составляет не более 5 000 - 7 000 за сезон при скорости в городе 60 км/ч, а за городом - 90 км/ч, то вы можете выбрать зимние шины абсолютно любой модели. Разница будет не столь заметна и принципиальна. Если же вы придерживаетесь более "гоночного" стиля езды и эксплуатируете машину более активно, то при покупке стоит присмотреться к более дорогим моделям резины.
Судя по рейтингу шипованных зимних шин 2013-14 гг., представленному порталом basetop.ru и основанному на оценке экспертов журнала "За рулем", купить качественную резину можно по цене от 1790 рублей (шины Amtel Nordmaster ST) до 5200 рубей за штуку (шины Michelin X-Ice North 3). При этом дороже не означает лучше. Так, например, Michelin X-Ice North 3 заняли лишь девятую строчку в десятке лучших шин, а Amtel Nordmaster разместился на две строки выше. Победителем же стала резина Nokian Hakkapeliitta 8 (средняя цена 3700 руб), вторую и третью строчку заняли Continental ContiIceContact (3 590 руб) и Michelin X-Ice North 2 (3 120 руб).
Что качается нешипованных шин, то, по результатам тестирования журнала "За рулем" лучшая восьмерка выглядит так:
Нешипованные шины 175/65/R14
Место | Марка и модель | Средняя цена в интернет-магазинах | Страна производства |
1. | Nokian Hakkapeliitta R2 | 3750 руб. | Финляндия |
2. | Michelin X-Ice 3 | 3215 руб. | Испания |
3. | Continental CVC 5 | 3250 руб. | Германия |
4. | Nordman RS | 2330 руб. | Россия |
5. | Bridgestone Bizzak Revo GZ | 2730 руб. | Япония |
6. | Pirelli Winter IceControl | 2600 руб. | Китай |
7. | Cordiant Winter Drive | 2010 руб. | Россия |
8. | Yokohama iceGUARD IG50 | 2915 руб. | Япония |
Оксана Загребнева