Из-за чего пилотам сложнее работать в городе и почему они никогда не отправляются в 13-й полет, читайте в репортаже корреспондента портала Москва 24 Ивана Носатова из Московского авиационного центра департамента ГОЧСиПБ. Пилоты гражданской авиации, которые здесь работают, каждый день спасают человеческие жизни.
Вертолет ВК117С-2. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Почти 15 лет назад в столице появился Московский авиационный центр (МАЦ), который занимается устранением крупных чрезвычайных ситуаций в городе, в том числе задействован в тушении пожаров с воздуха и при эвакуации пострадавших с мест ДТП.
На сегодняшний день в авиапарке МАЦа 10 вертолетов. Они используются для решения разных задач. Пять юрких санитарных вертолетов ВК117С-2 оборудованы всем необходимым для экстренной госпитализации пострадавших − кислородным аппаратом, портативным электрокардиографом и даже дефибриллятором.
На борту санитарных вертолетов помимо двух пилотов один врач Московского авиационного центра и два медработника Центра экстренной медицинской помощи. Врач МАЦа имеет статус спасателя, что позволяет ему входить в зону ЧС.
Вертолет Ми-26Т. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Также есть четыре пожарных вертолета: Ми-26Т и Ка-32А. Ми-26 – это вообще самый крупный в мире серийно выпускаемый транспортный вертолет. Он способен сбрасывать на очаги возгорания до 15 тонн воды зараз. Применять его наиболее эффективно при тушении пожаров на большой площади, в горящих лесах и на торфяниках.
Из трех вертолетов Ка-32А один – единственный в России, оборудованный системой вертикального, горизонтального и бокового пожаротушения. Благодаря этому экипаж вертолета может тушить пожары на большой высоте, например точно попадать струей воды в окно с близкого расстояния. Другие два вертолета оборудованы ВСУ-5 – водосливным устройством, похожим на ковш. Им экипаж набирает воду и с ним летит к месту пожара, сбрасывая зараз до 5 тонн воды.
Вертолет Ка-32А. Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
Набирать воду пожарные вертолеты могут из любого московского водоема, даже частного. На это у них есть разрешение правительства Москвы. Но на практике существуют конкретные точки, разбросанные по городу, откуда чаще всего берут воду. Их даже нанесли на специальную карту. А зимой не замерзающая Москва-река остается единственным источником в столице.
Bell-429 американского производства 2011 года выпуска используется чаще для разведки территорий.
Все вертолеты базируются в Новомосковском округе Москвы, в аэропорту Остафьево. Ежедневно в городе дежурят три санитарных вертолета ВК117С-2: два − в Остафьево, один днем находится в городской клинической больнице № 15.
Работа на пожарах
Вертолет МАЦа тушит пожар на рынке "Синдика". Фото: ТАСС/Максим Григорьев
Вертолеты центра работали на всех крупнейших происшествиях в столице начиная с 2003 года. Это и взрывы метро на станциях "Лубянка" и "Парк культуры", и прошлогодний пожар в торговом центре "Синдика", и крупный ночной пожар в Медведково, и пожар в ТРЦ "РИО" и т. д.
В апреле 2012 года пилоты Московского авиационного центра тушили пожар в деловом центре "Москва-Сити". Работать пришлось ночью, при минусовой температуре и порывах ветра до 15 метров в секунду. Как утверждают в центре, в мировой практике авиации тушение пожара в таких условиях выполнялось впервые. В результате за два часа работы пилоты сбросили на очаг возгорания 270 тонн воды.
Вылетают вертолеты МАЦа и в другие регионы по особому распоряжению столичных властей. В частности, они эвакуировали пострадавших при крушении "Невского экспресса" на Октябрьской железной дороге в 2009 году, ликвидировали последствия катастрофы под Смоленском самолета Ту-154 с президентом Польши на борту в 2010-м.
Показательные учения по эвакуации пострадавшего на вертолете ВК117-С2. Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
На Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи в 2014 году работники Московского авиационного центра также дежурили. Тогда они эвакуировали в больницы 10 травмированных спортсменов.
В городе сложнее
Многие пилоты учреждения – бывшие военные летчики, перешедшие в гражданскую авиацию. Например, командир воздушного судна (КВС) Андрей Михалевич служил на Северном Кавказе, закончил службу в Ростовском авиаполку. По его словам, работа в городе сильно отличается от работы в гористой местности.
"К тому же в Москве очень напряженная воздушная обстановка, сложный радиообмен: здесь летает очень много самолетов. Три крупных аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково) с пропускной способностью на взлет и вылет в режиме одной минуты. В таких условиях очень важна работа диспетчеров, которые нас координируют", – добавил летчик.
Профессиональные приметы
У пилотов есть свои приметы, к которым они вроде бы относятся с иронией, но соблюдают.
"Эти приметы взяты из жизни и передаются теперь из поколения в поколение, – говорит КВС Илья Иващенко. – На заре авиации летали на этажерках, где отказ техники шел за отказом. Не было никаких приборов, все управление велось на ощупь. Перед взлетом пилот сфотографировался, улетел и уже не вернулся. Отсюда пошла примета не фотографироваться перед взлетом".
Пилоты также избегают числа 13. Если вылет 13-го числа, то диспетчеру называют дату вылета так: "После 12-го". Также в авиации не найти ни вертолетов, ни самолетов с бортовыми номерами 13.
Не принято у пилотов заполнять летные книжки черной пастой, только синей.
Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин
В Московский авиационный центр идут работать профессионалы-романтики. Они отличаются от работников частных гражданских авиакомпаний.
Это становится очевидно после разговора с техником на аэродроме Остафьево. Молодой парень не летает в небе − он занимается ремонтом двигателей вертолета. В его обязанности входит и заправка, но это самая легкая часть работы: "Пять минут, заправил и готово!"
"Я работал раньше в Домодедово. Там денежно-рыночные отношения. А здесь ты слышишь, когда пилоты, врачи возвращаются и рассказывают, что сегодня спасли девочку. Еще бы 5 минут, и все, она умерла бы. И тут понимаешь, что твоя работа имеет смысл. Мне здесь больше нравится", – признается техник.