Фото: ТАСС/Григорий Сысоев
Государственная дума в окончательном чтении приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающий санкции к водителям за непропуск пешеходов и велосипедистов. Если раньше штраф составлял 1500 рублей, то теперь его сумма выросла до 2500 рублей. По задумке инициаторов поправок новая мера должна повысить дисциплину водителей. Впрочем, от переизбытка оной явно не страдают и пешеходы. Редакция портала Москва 24 решила выяснить, кто чаще становится виновным в ДТП с пешеходами − водители или сами пострадавшие?
По данным Госавтоинспекции, с января по сентябрь 2017 года на российских дорогах произошло 33 652 ДТП с наездами на пешеходов. Погибли 3462, ранены — 31 564 человека. Цифры пугающие, но на фоне прошлогодних показателей дают некоторый повод для оптимизма: общее число таких ДТП сократилось на 6,7%, а число погибших снизилось на 12,9 %.
Большинство пешеходов гибнут по собственной же вине
В большинстве наездов на пешеходов виноваты водители: на их счету 19 676 ДТП. Самые страшные аварии обычно происходят на автобусных остановках и переходах. Последнее громкое ДТП произошло 1 июля в Жирятинском районе Брянской области. Грузовик-муковоз врезался в автобусную остановку и сбил четырех подростков, двое из них погибли. Как выяснилось, водитель превысил скорость и не вписался в поворот.
При этом по уровню виновности в ДТП пешеходы несильно уступают водителям: на их совести 13 698 ДТП, что составляет около 40% от всех происшествий. А вот что касается наездов со смертельным исходом, то здесь в большинстве случаев виноваты уже пешеходы: по собственной вине погибли 2335 человек (65% от общего числа погибших), водители виновны в смерти 1467 человек.
Фото: портал Москва 24/Александр Сивцов
На переходах происходит лишь треть наездов
Что интересно, на регулируемых и нерегулируемых переходах происходит лишь треть наездов (11 833 ДТП). Всего же непосредственно на "зебрах" в 2017 году погибли 624 человека, то есть лишь каждый пятый от общего числа погибших пешеходов. Впрочем, даже если ДТП произошло на "зебре", это не означает, что водитель автоматически становится виновным. Нередко пешеходы гибнут, перебегая дорогу на "красный": за прошедшие девять месяцев 2017 года в мир иной отправилось 119 таких торопыг.
Самым опасным днем недели для пешеходов в 2017 году стала пятница − 5607 происшествий против, например, 3919 ДТП, случившихся в воскресенье. Почему именно пятница выбилась в печальные лидеры, догадаться несложно. Кстати, каждый десятый погибший в 2017 году пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения.
Штраф для пешехода − 500 рублей
Как видно, ужесточение санкций к водителям, не пропускающим пешеходов на "зебрах", вряд ли окажет какое-то серьезное влияние на печальную статистику дорожно-транспортных происшествий, ведь большинство из них, судя по статистике МВД, происходит вовсе не на переходах. К тому же это далеко не первое повышение планки наказания: до 2008 года штраф за непропуск пешеходов составлял 100 рублей, потом увеличился до 1 тыс. рублей, а в 2013 году составил 1,5 тыс. рублей. В Госдуме не скрывают, что кроме водителей было бы логично повышать и степень ответственности пешеходов. Сегодня в денежном выражении она в 5 раз меньше, чем у автомобилистов: согласно статье 12.29 Кодекса об административных правонарушениях штраф за переход дороги в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора составляет всего 500 рублей.