В технопарке "Строгино" прошел семинар и.о. начальника подразделения СЗАО ГБУ "Малый бизнес Москвы" Марии Цветаевой о программах правительства Москвы для малого и среднего бизнеса. Онлайн-трансляцию мероприятия провело сетевое издание M24.ru. Приводим текстовую версию семинара.
- Мы разработали программы для малого бизнеса. Мы даем льготную аренду, консультации, продвижение проектов, если кто-то хочет организовать малый бизнес, мы даем экспертизу. Аренда помещений – это то, чего малому бизнесу на первых этапах очень часто не хватает. Мы даем ее дешево, на законных основаниях, предоставляем максимум услуг в режиме одного окна и все эти услуги оказывают существенную поддержку для бизнеса. Предоставляю слово Марии, она расскажет, какие возможности дает малый бизнес, что возможностями, которые дает правительство Москвы, можно пользоваться независимо друг от друга, можно получать субсидии, обучение, финансовую поддержку. Воспользоваться всем этим несложно.
Мария Цветаева: Добрый день! Меня зовут Мария Цветаева, я исполняющий обязанности руководителя подразделения СЗАО ГБУ "Малый бизнес Москвы". Мы созданы департаментом науки и промышленной политики и предпринимательства Москвы в 2012 году (раньше существовали Центры развития предпринимательства). Созданы мы для того, чтобы поддерживать и развивать малый бизнес. У нас вы можете получить комплексную поддержку по всем вопросам. Все наши услуги предоставляются бесплатно. Есть финансовая поддержка, консультации, обучение как руководителей, так и сотрудников компаний. Существует приемная штаба по защите прав и интересов предпринимателей, на нашей базе ведется реестр малого и среднего бизнеса. По городу существуют коворкинги – места, где вы можете соответственно арендовать, есть единый центр госзаказа, и много интересного еще.
Самый популярный пункт – финансовая поддержка. У нас существует 4 вида субсидий. У резидентов технопарка "Строгино" пользуются успехом субсидии по компенсации выставочных мероприятий. Если вы участвуете в выставках, конференциях, и у вас неторговая компания, вы можете получить эту субсидию. Сумма ее – до 300 тысяч рублей. Компенсируется максимум 70% от того мероприятия, которое вы устраивали, но не более 300 тысяч рублей в год.
Вторая – субсидия для начинающих предпринимателей. По этой программе вы можете получить до 500 тысяч рублей. Обязательное условие: с момента регистрации вашей фирмы до подачи заявки на субсидию должно пройти не более 2 лет. Вы получаете до 500 тысяч рублей при условии, что вы выполняете условия софинансирования проекта. Это означает, что вы вкладываете в проект такую же сумму или чуть больше. То есть при составлении сметы ваш проект должен составлять более 1 млн рублей. Если расходы уже произведены, вы составляете смету на компенсацию этих расходов. Эту субсидию вы можете тратить на определенные статьи. Мы рекомендуем, чтобы они тратились на приобретение основных средств. Можно тратить также на организацию и оснащение рабочих мест (это недорогие ноутбуки, телефоны, столы, стулья и т.д.) Если мы рассматриваем субсидию в 500 тысяч, до 100 тысяч вы можете тратить на компенсацию аренды, до 100 тысяч – на приобретение сырья и расходных материалов.
Еще субсидия – компенсация лизинговых платежей. Если вы привлекаете что-то по договору лизинга, и договор у вас озвучен не ранее 1 января 2013 года, вы можете компенсировать 30% стоимости предмета лизинга без учета НДС. Это выгодная программа для транспортных компаний, для производственных компаний, когда они что-то крупное приобретают.
Еще есть программа по компенсации процентной ставки по банковским кредитам. Мы компенсируем именно часть процентной ставки. Процент, который мы компенсируем, равен ставке рефинансирования на день подачи заявки, порядка 8,25 от той процентной ставки, которую вам определяет банк. Компенсируем мы расходы не более трех финансовых лет. Договор, опять же, должен быть заключен не ранее 1 января 2013 года.
Существуют ограничения для компаний, которые хотят получить субсидии по выставкам и компенсации процентной ставки – обязательно это должна быть не торговая, не посредническая и не агентская компания.
В целом по субсидиям есть ряд ограничений: нужно являться субъектом малого или среднего предпринимательства. Мы рекомендуем включаться в реестр, который мы ведем – это позволит официально получить статус, сократить пакет документов, который вы будете подавать на субсидию. Если вы участвуете в госзаказе, вам тоже понадобится подтверждение статуса. Включение в реестр требует от вас только учредительные документы и заполнить заявление. Вносят в реестр в течение двух недель абсолютно бесплатно.
Вы можете получить у нас консультации по любому вопросу. Если мы не можем решить вопрос на местном уровне, всегда есть возможность привлечь специалистов из вышестоящих организаций. Вы можете получить информацию в любых видах, потому что не всем удобно приезжать к нам – мы находимся на Октябрьском Поле. Вы можете всегда нам позвонить, написать на электронную почту, у нас есть Skype-консультации. У нас проводятся групповые занятия, можете приходить на наши семинары и на уровне ГБУ, и на базе предприятий.
Обучение существует нескольких видов. Первый - курсы. Мы проводим курсы для начинающих бизнесменов: как составить бизнес-план и т.п. Есть курсы профессиональные: для бухгалтеров, по IT-технологиям, по развитию персонала. Все курсы бесплатные, единственная платная программа – президентская программа подготовки управленческих кадров. Но расходы опять же компенсируются: 66% компенсирует правительство Москвы, 34% - ваш работодатель. Эта программа хороша тем, что это российский аналог MBМ: там есть и ГУЗы, и Плешка, и высшие школы экономики, и Академия народного хозяйства. Программы выбираете сами. Есть краткосрочные 2-3 месячные, есть годовые программы, серьезные, на уровне профессиональных, на которые вам нужно будет презентацию предоставлять.
Также у нас существует приемная штаба по защите интересов и прав предпринимателей. Если возникают вопросы, целенаправленные и системные, мы рассматриваем их сначала на своем уровне с привлечением нашей юридической службы, если требуется вмешательство префектуры, мы выносим вопрос на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению и решению административных барьеров, а следующая ступень – заместители мэра и сам мэр Москвы.
Где вы можете найти официальную информацию о нас и о тех программах поддержки, которые реализует город Москва? На нашем сайте mbm.ru представлена информация обо всех мероприятиях, которые проводятся во всех подразделениях ГБУ.
Также у нас есть программа обучения онлайн, где популярные спикеры представляют семинары. Раз в месяц проводится в Центральном доме предпринимателя "Аэродром малого бизнеса" - очень интересное мероприятие, куда мы приглашаем популярных успешных в своей сфере людей (например, Хакамаду), и они бесплатно проводят тренинги для предпринимателей.
Второй сайт – официальный сайт департамента науки, промышленной политики и предпринимательства dnpp.mos.ru. Чем он интересен? Там есть информация по всем реестрам, и онлайн-заседания финансовой комиссии по распределениям субсидий. Также вы всегда можете обратиться в наш офис: ул. Народного Ополчения, 33 корп.1, в здании выставочного маркетингового центра. Там у нас проводятся и мероприятия, и на третьем этаже сидят наши консультанты, которые могут оказать вам помощь по любому вопросу.
На момент подачи заявки вы составляете смету на компенсацию. Напомню, что вы вкладываете 50/50, чуть больше. Расходы по проекту вы можете осуществить тремя способами. Первый: всю смету показываете на компенсацию произведенных расходов. Второй: все расходы - будущие. Он не очень удачный, мы всем рекомендуем, чтобы на момент подачи заявки какая-то минимальная выручка уже пошла. Он имеет место быть, когда вы все расходы только планируете. Третий и самый удачный - комбинированный. Смешанная смета, когда вы что-то приобрели, а что-то только планируете приобрести.
Когда у вас наступит момент отчетности? Считается, что те средства, которые вы запрашиваете, и вложения собственных средств вы должны реализовать в течение 5 месяцев с даты регистрации заявки. Здесь стоит срок 3 месяца, потому что с момента подачи заявки проходит 2-3 недели, пока делается экспертиза, проходит время, пока вас приглашают на рассмотрение конкурсной комиссии, и проходит время, пока с вами заключается договор, чтобы выделить вам финансирование. После заключения договора остается около 3 месяцев, чтобы вы эти деньги потратили и принесли документы, подтверждающие, что вы купили все в соответствие со сметой.
Прошу вопросы по начинающим.
- Форма деятельности организации для вас значение имеет?
- Нет, ограничением может быть следующее. Есть виды деятельности, которые мы не компенсируем в принципе: реализация подакцизных товаров – алкоголя, табака или легковых автомобилей. То же самое по добыче и реализации полезных ископаемых. И спорный момент, когда компания участвует в госзаказе. Если мы видим, что доля выручки этого заказа практически 100%, то мы не можем компенсировать этот проект. Если это региональный госзаказ и доля выручки невелика, то мы можем его компенсировать.
Теперь о лизинге. Мы компенсируем 30% затрат предмета лизинга по договорам 2013-2014 гг. То есть, по сути, мы компенсируем текущий и предыдущий год. Договор должен быть заключен не ранее 1 января 2013 года. Обязательное условие: предмет лизинга должен быть уже получен в пользование по акту приема-сдачи. То есть нельзя сходить сначала к нам за субсидией, а потом в лизинговую компанию и заключить договор. Мы компенсируем уже произведенные вами затраты. Как правило, ваш авансовый платеж по лизингу составляет не более 30% у большинства компаний. То есть он и компенсируется. Мы смотрим, какую сумму вы выделили лизинговой компании на момент подачи заявки к нам. Если вы выплатили сумму, превышающую сумму запрашиваемой субсидии, вы получаете ее сразу после одобрения финансовой комиссией. Если меньше – субсидию вам предоставляют несколькими траншами: первый по уже выплаченной сумме, а потом – по мере того, как вы будете оплачивать. И мы не компенсируем легковой транспорт, потому что когда такого ограничения не было, очень многие руководители компаний хотели поменять свой автомобиль за счет государственных субсидий. Но если это коммерческий транспорт, заявка может быть одобрена.
- Можно использовать несколько субсидий?
- Одновременно все четыре вам не дадут, вы можете использовать их постепенно. Сначала по начинающим, закроете договор – придете за субсидией по лизингу, потом по выставкам, и т.д. Обязательный предмет лизинговой субсидии: предмет лизинга должен быть использован на территории Москвы и Московской области. Это ограничение ввели с июля прошлого года. Если у вас перевозки, то лучше, чтобы хотя бы большая часть их осуществлялась здесь. И вы должны выполнять эти требования, если хотите получить субсидию. Мы проверяем само наличие машины. Но это больше для компаний, которые используют буровые установки - естественно, не в Москве они бурят, для них это не подходит.
По процентной ставке. Максимальный размер субсидии – 5 млн рублей, которые вы можете получить. Компенсируется договор 2013-2014 года по ставке 8,25. Компенсируются расходы не более трех финансовых лет. Если у вас договор по процентной ставке заключен на 5 или более лет, все равно вам компенсируют только 3. Мы смотрим на ваш график платежей по банковскому кредиту, соответственно, от этого графика зависит та сумма платежей, которые вы можете получить.
Субсидии предоставляются на развитие производственной деятельности. Раньше существовало ограничение по видам деятельности компании, сейчас оставили только для торговых, посреднических и агентских. Все остальные могут получить финансирование, при условии, что кредит потрачен на приобретение основных средств или на развитие компании. То есть если это оборотка, или бюджет нецелевой, то вы не получите субсидию - она предназначена для производственных компаний и для тех, кому есть что приобретать, помещения, например. Субсидия, опять же, осуществляется после подтверждения вами затрат. Она всегда осуществляется траншами. Первую часть вы получаете после заключения договора, по формуле рассчитывается сумма, которую вы уже выплатили банку, а затем раз в квартал, когда вы платите банку, департамент предоставляет вам необходимую сумму субсидии. Если кредит маленький - миллион на год, - то сумма субсидии получится очень маленькая. Это программа для более крупных сумм на более длительный период.
Субсидия по выставкам. Компенсируется до 300 тысяч рублей в год. Вы можете подать несколько заявок в год на эту программу. По этой программе у вас не будет дополнительных обязательств, как по другим программам. По ним есть обязательство, что вы создаете хотя бы одно рабочее место и гарантируете, что вы будете продолжать работать, платить налоги, и постепенно сумма ваших налоговых выплат превысит сумму запрашиваемой субсидии. По выставкам вы не составляете финансовый отчет, не пишете бизнес-план. По сути, это самая простая форма получения субсидии, потому что субсидируются уже прошедшие затраты и мероприятия.
- А по всем остальным, получается, нужен бизнес-план?
- Это условно. Мы даем вам шаблон, который нужно заполнить. Вы просто отвечаете на вопросы, которые прописаны. То же самое касается финансового прогноза – мы сделали специальную таблицу, вы в нее вносите вашу выручку и расходы за месяц. Сумма налогов заполняется автоматически. По ней вы будете видеть, когда у вас наступит срок окупаемости проекта. Именно на этот срок с вами будет заключен договор на предоставление финансирования. Компенсируются мероприятия, которые прошли не ранее 1 января 2013 года. Не только московские, но и междугородние, международные форумы и конгрессы, если у вас есть подтверждающие документы.
Затраты на проживание в гостинице, перелеты и ужины в ресторанах мы не компенсируем, но субсидируем много других статей: затраты на регистрационный взнос, на застройку и оборудование стенда, на ваше выступление в деловой программе, размещение информации в каталогах, и до 20% субсидии идут на ваши рекламные материалы, в случае если вы принесете документы, что использовали их для конкретного мероприятия. Желательно приложить фотоотчеты, что вы реально были на этой выставке, или каталоги, которые подтвердят ваше участие.
Я уже рассказывала, что субсидии не предоставляются в случае госзаказа, или когда вы планируете направлять в целях недополученных доходов, если вы занимаетесь продажей подакцизных товаров или добычей полезных ископаемых.
- А некоммерческим организациям предоставляется?
- Нет, это должна быть коммерческая структура – ЗАО, ИП. Каждый год список приоритетных видов деятельности меняется. Это перечень на текущий год. Если ваша фирма относится к одному из этих видов деятельности, это позволит вам увеличить вашу балльную оценку. Она нужна в случае, если финансирование ограничено, а заявок подано и одобрено много. В таком случае проходит ранжирование заявок по дате подачи заявки. В прошлом году прием заявок был до 16 ноября, а в этом до 30 сентября. Каждый год программы открываются в феврале и заканчивают осенью. На каждой комиссии одобряются проекты в соответствии с тем финансовым лимитом, который выделяется на данную комиссию. То есть каждый месяц происходит ранжирование заявок. Если вы хотите получить финансирование в этом году, приходите до 30 сентября. Если финансирование достаточное, то ранжирование по баллам не происходит. А в лизинге балл имеет значение. Оценивается количество новых рабочих мест. Максимальное количество баллов вы получаете, если создаете более 15 мест. Оценивается вид деятельности, ваши объемы выручки, срок договора лизинга.
Если мы говорим о нашем сайте mbm.ru, по субсидиям вы заходите в раздел "Деньги", выбираете субсидию, которая вам нравится, потом у вас будет перечень необходимых требований и ссылка на комплект документов, на шаблон бизнес-плана и финансового прогноза. У нас на сайте представлены образцы заполнения, плюс вы всегда можете позвонить нашим консультантам и спросить, что писать в тот или иной пункт. Они же помогут вам лучше сделать свою заявку, отредактировать ее под вас.
- Субсидии облагаются налогом?
- Надо смотреть вашу форму налогообложения. Как правило, да. По поводу сдачи регламента заявки. Вот все постановления, по которым мы работаем. Когда вы выполнили все условия подачи заявления, вы присылаете это нам по электронной почте либо приезжаете к нам в офис. После того как проект доработан, мы его регистрируем: в бумажном журнале и в электронном виде. После чего вам на мобильный телефон и электронную почту будут приходить уведомления о движении вашей заявки. Вы будете видеть, что она зарегистрирована, что она ушла на экспертизу, что экспертиза готова. Потом ее пришлют вам на почту, чтобы у вас была возможность подготовиться к вашему выступлению на комиссии. Где-то за 3 дня до комиссии вы получаете заключение о соответствии и экспертизу, обсуждаете ее с нашими консультантами, обсуждаете возможности корректировки ее экспертами. Затем приходите на комиссию, прослушиваете, что зачитывает эксперт, потом вам предоставляется слово, чтобы вы могли прокомментировать замечания экспертов и ответить на вопросы членов комиссии. Желательно, чтобы на комиссии был генеральный директор и специалист или главный бухгалтер.
Решение комиссии вы узнаете сразу. Если проект неодобрен, это не означает, что вы попали в черный список. Вы можете еще раз подать заявку на финансирование, уже узнав, на что обращается внимание эксперта. Если вы получаете одобрение, в течение 10 дней вы должны подписать договор с департаментом, иначе решение департамента аннулируется. После этого в течение 2 недель вам на счет приходят деньги. Если это субсидия по начинающим предпринимателям, вы начинаете их тратить – на это дается примерно 3 месяца. После этого вы заполняете отчетную форму, что деньги потратили в соответствие с тем, что вы сами изначально прописали в смете, принести платежные документы: накладные, счета-фактуры. В случае с лизингом и процентной ставкой таких отчетов у вас не будет. К вам приедет специальная комиссия, которая проверит, что вы приобрели по своей смете.
Следующий вариант отчета – после того, как вы выполните социально-экономические показатели, т.е. создадите хотя бы одно рабочее место, и выплатите сумму субсидии в бюджет в виде налогов. Никаких дополнительных налогов или других выплат вы не осуществляете. То есть вы гарантируете департаменту, что будете продолжать работать и платить налоги. Опять же, в качестве примера. Если вы платите порядка 50 тысяч рублей налогов в месяц, если вы берете субсидию по начинающим, уже через 10 месяцев договор с вами закроется. Если вы платите адекватные зарплаты персоналу, то этот срок составляет 1,5-3 года.
Про зарплату скажу отдельно. Комиссия всегда обращает на нее внимание. Например, очень сложно убедить комиссию в том, что главный бухгалтер может получать 3 тысячи рублей в месяц. Желательно, чтобы они получали среднюю зарплату по Москве - хотя бы 25-30 тысяч. Если это зарплата генерального директора, или учредителя – это понятно, они получают дивиденды. Но если это наемный персонал, то нужно платить ему хорошую зарплату. Второй случай, на который эксперты обращают пристальное внимание – заключенный договор аренды, чтобы он был корректно оформлен, с планом БТИ, соответствующим оформлением и т.д.
Мы московский департамент, и заинтересованы в помощи московским фирмам. Вы должны быть зарегистрированы в Москве, деятельность можете осуществлять и в Москве, и в Московской области, при условии что больше 50% налогов вы будете осуществлять в бюджет Москвы.
Если вы захотите поменять смету, вы должны проинформировать департамент, будет новая комиссия, и будет заключено дополнительное соглашение.
Могу сказать, что порядка 80% заявок одобряется. В прошлом году было подано порядка 600 заявок.