Сбербанк и "Яндекс.Маркет" собираются вместе создать "русский Amazon" – онлайн-гипермаркет, в котором можно будет купить все, что угодно. На проекте совместного предприятия AliExpress и Сбербанка поставлен крест, а россиянам обещают мгновенные кредиты.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
"Яндекс" и Сбербанк подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие на базе "Яндекс.Маркета". По условиям соглашения Сбербанк вкладывает в "Яндекс.Маркет" 30 миллиардов рублей.
"У наших пользователей появится много новых возможностей: развитая финансовая и платёжная инфраструктура Сбербанка позволит "Яндекс.Маркету", например, сделать оплату товара ещё проще и безопаснее и предложить новые сервисы – такие, как покупка в кредит. Кроме того, инвестиции Сбербанка обеспечат дополнительными ресурсами новые направления: логистику, программу "Заказ на Маркете", работу с зарубежными магазинами", – заявил генеральный директор "Яндекс.Маркета" Максим Гришаков.
Сбербанк и "Яндекс" уточняют, что сделка будет закрыта после того, как будет проведена комплексная инвестиционная проверка "Яндекс.Маркета" и получены необходимые регуляторные разрешения. Стороны ожидают, что это произойдет до конца 2017 года.
"Сбербанк и "Яндекс.Маркет" собираются вместе создать "русский Amazon" - онлайн-гипермаркет в котором можно будет купить все, что угодно."
Сегодня "Яндекс.Маркет" — один из крупнейших игроков на рынке интернет-торговли в России. Каждый месяц сайт компании посещает более 20 миллионов человек. Изначально сервис создавался как интернет-витрина для магазинов и сейчас на нем представлено более 150 миллионов товарных предложений от 20 тысяч российских и зарубежных интернет-магазинов. По итогам 2016 года оборот компании составил около 100 миллиардов рублей.
Уникальность "Яндекс.Маркета" в том, что он одновременно выполняет функции и агрегатора магазинов и торговой площадки, где отдельные продавцы размещают свои товары. По заявлению гендиректора компании Максима Гришакова, строительство такой гибридной модели продолжится, потому что "это наиболее четко удовлетворит потребности наших покупателей, с одной стороны, и будет экономически эффективно для нас, с другой”. По его словам, максимально широкий ассортимент является главным конкурентным преимуществом площадки, который заодно позволит новому онлайн-гипермаркету держать цены на низком уровне за счет эффекта масштаба.
Однако конкурировать на рынке онлайн-торговли за счет цен – идея малоперспективная. Поскольку, с одной стороны, есть AliExpress, на долю которого приходится не менее 60 процентов из 300 миллионов посылок с покупками, доставляемых в Россию из-за рубежа. И уже к концу 2017 года с китайского маркетплейса в Россию будет поступать 1 млн посылок в день — это больше, чем все заказы на "Яндекс.Маркет" вместе взятые. С другой - снизу подпирают сайты частных объявлений, такие как Avito. Сейчас посещаемость у Avito больше, чем у "Яндекс.Маркета".
"Уникальность "Яндекс.Маркета" в том, что он одновременно выполняет функции и агрегатора магазинов и торговой площадки, где отдельные продавцы размещают свои товары."
Поэтому в "Яндексе" решили сделать основную ставку на качество исполнения заказа. Сейчас в целом по стране у всех игроков рынка это качество неприемлемо низкое, не говоря уже о сайтах типа Avito, где продается в основном товар б/у без каких-либо гарантий. А чтобы обеспечивать и гарантировать качество, "Яндекс.Маркет" должен трансформироваться из рекламной площадки в настоящий гипермаркет, то есть торговать от своего имени. Для этого в первую очередь требуется построить свою систему логистики и доставки товаров, агрегировать их на складах и предлагать покупателям самые выгодные условия.
Однако "Яндекс.Маркет" исторически был рекламной площадкой, и у компании пока практически нет компетенций, связанных с управлением категориями, планированием спроса и движением товаров. Поэтому сейчас компания активно набирает людей, которые занимались логистикой, планированием, маркетингом.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Однако построить с нуля логистику и доставку с нуля – очень дорогое удовольствие. Именно на эти инвестиции и пойдут 30 миллиардов, полученных от Сбербанка. Если все пойдет по плану, через пару лет потребитель сможет прийти на "Яндекс.Маркет", выбрать нужные товары по лучшей цене и получить их одной доставкой, самым удобным способом — курьером, почтой, с помощью “постоматов".
Переход к новой модели "Яндекс.Маркет" начал еще в прошлом году, когда выделился в отдельную компанию и в сентябре 2016 года изменил схему работы с магазинами: если раньше площадка брала комиссию за каждый переход пользователя на сайт магазина, то теперь — за совершенную покупку. Согласно данным сервиса, в Москве и области уже 20% заказов оформляются прямо на “Яндекс.Маркет".
"В этом проекте впервые в России может быть реализована услуга мгновенного кредита – возможность покупки товаров в кредит без волокиты c бумагами."
Примечательно, что тем временем Сбербанк пытался выйти на рынок онлайн-торговли в партнерстве с основным конкурентом "Яндекса". В начале года в СМИ прошли сообщения, что "Сбер" обсуждает с AliExpress возможность создания совместного предприятия стоимостью в несколько миллиардов долларов, которое станет крупнейшим игроком на рынке трансграничной интернет-коммерции в России и ряде других стран. И это несмотря на родственные связи с "Яндексом" – еще с 2012 года Сбербанку принадлежит 75 процентов акций сервиса "Яндекс.Деньги", которые "Сбер" купил за 60 миллионов долларов.
В годовом отчете для инвесторов "Яндекс" даже назвал риском для своего бренда и бизнеса возможное сотрудничество госбанка и китайской компании. Но в конце концов Герман Греф передумал, и по мнению аналитиков американского инвестиционного банка JP Morgan, переговоры Сбербанка о создании СП с AliExpress, скорее всего, будут приостановлены. Главной причиной смены позиции Сбербанком, вероятно, стали чисто деловые соображения. Затевая СП с китайцами, "Сбер” рассчитывал, что ему достанется обслуживание львиной доли расчетов россиян за покупки, сделанные на китайском онлайн-гипермаркете. Однако в апреле китайцы объявили о запуске в России собственной платежной системы – Alipay, и привлекательность этого проекта для Сбербанка сильно снизилась. Возможно, сыграли роль и политические аспекты: активность иностранных онлайн-магазинов стала вызывать серьезную озабоченность российских чиновников. Как бы то ни было, "Яндекс" отметился очередным нетривильным достижением - отбил Сбербанк у AliExpress. Впрочем, Сбербанк вряд ли останется в накладе – обновленный "Яндекс.Маркет" обещает обслуживание солидного потока расчетов.
Обещания того, что получит в случае реализации проекта "русского Амазона" рядовой потребитель, пока сводятся к рекламным заявлениям в дух "больше товаров по меньшим ценам". Однако и представители "Яндекса", и аналитики говорят, что в этом проекте впервые в России может быть реализована услуга мгновенного кредита – то есть возможность покупки товаров в кредит без волокиты c бумагами, присущей традиционным банкам.