Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
Чуть больше недели прошло с того момента, как в Москве запустился проект "Свалка". Суть его заключается в том, что энтузиасты вывозят хлам, от которого вы давно хотели избавиться, но никак не получалось.
Более того, за рухлядь еще и заплатят. За сутки весть о новом стартапе облетела весь русскоязычный Facebook. К концу недели инициаторам экобизнеса пришлось снимать второй склад, чего они уж точно не ожидали.
Корреспондент m24.ru приехал к "Свалке" в гости, пообщался с создателями проекта и узнал, какие вещи имеют шанс получить вторую жизнь.
Создатель проекта "Свалка" Алексей Баринский. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Механизм нашей работы такой: человек отправляет нам заявку, мы приезжаем, забираем его хлам и даем ему небольшую премию за бережливость, – рассказал один из "чистильщиков" Алексей Баринский. – Мы платим за то, что вывозим, но мы не выкупаем вещи. Дорогие, антикварные предметы не наш профиль. Мы просто снимаем барьеры – когда человек и выбросить не может, потому что жалко, и делать с этими вещами ему нечего. Хотя некоторые, конечно, отдают нам и дорогую бытовую технику".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Иногда среди ширпотреба попадаются по-настоящему уникальные вещи. "Например, самиздат Толкиена 1976 года с иллюстрациями Михаила Беломлинского, бережно переплетенный в обложку из советских обоев, – вспоминает Алексей. – Видно, что человек не поленился и переснял всю книгу. Толкиена издали в 1976 году, а потом в 1980-х, но его было не купить".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Саму идею проекта организаторы привезли из Израиля, из Тель-Авива, где есть мусорная площадь. Там уже много лет работают со старыми вещами, разбирая их на нескольких уровнях.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"С верхним уровнем у нас все в порядке: есть антикварные лавки, секонд-хенды и комиссионные. А вот с первичным уровнем у нас никто не работает, – отмечает Баринский. – Но меня психологически не устраивала история: ты почти даром покупаешь, а потому втридорога перепродаешь. И тогда мы поняли, что нам комфортнее забирать 30 процентов прибыли, а все, что сверху, отдавать на благотворительность от имени того человека, который передал нам свои вещи. Вот и вся бизнес-идея".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Работа "Свалки" уже структурирована: сначала отбираются вещи, которые никак нельзя использовать. "Этот хлам мы перерабатываем, мусора практически не остается, мы очень экологичны, – добавляет создатель проекта. – На вторичной переработке мы делим вещи на то, что сможем использовать, и на то, что на вес сдадим в комиссионные или как макулатуру. Есть вещи, которые не представляют никакой культурной или материальной ценности. Мы не восстанавливаем их, потому что это процесс ради процесса.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Честно говоря, мы ожидали, что выйдем на коробок 10–20 в месяц. Даже поспорили, сколько у нас будет лайков до конца месяца. Кто-то сказал 600, и мы все посмеялись над этим. Но проснулись на следующий день, и их было уже полторы тысячи, а через пару дней – 6 тысяч. Так что в этом смысле все получилось очень неожиданно для нас самих. Мы просто угадали проблему и придумали, как ее решить".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Создатели "Свалки" удивлены и тем, с какой легкостью москвичи избавляются от вещей. "То, что наши квартиры заполнены хламом, – это вопрос не потребления, а накопления, – говорят ребята. – Потому что со всех сторон общество кричит: "Потребляй! Потребляй! Потребляй!". И мы просто вынуждены что-то выдавливать из себя, чтобы освобождать место для нового.
У нас был случай, когда девушка оформила заявку, а потом начала все предметы по порядку из нее удалять. И вышло, что в итоге там остался пылесос и мешок вещей.
В итоге она позвонила и попросила вернуть пылесос со словами: "Знаете, бабушка против, к сожалению, я не могу его выбросить".
Поэтому это скорее вопрос переживания опыта предыдущего поколения, которому приходилось быть бережливым, чтобы просто выжить".