Фото: портал мэра и правительства Москвы
Район Якиманки
В 2017 году в Москве состоялась наиболее масштабная программа реконструкции городских пространств "Моя улица". В августе этого года работы прошли в Замоскворечье, где коснулись семи улиц. Это:
- Бабьегородский переулок;
- Мароновский переулок;
- Якиманский переулок;
- Первый Голутвинский переулок;
- Третий Голутвинский переулок;
- Четвертый Голутвинский переулок;
- Якиманская набережная.
Благоустройство охватило 4,9 га, а общая протяженность улиц, которые были отремонтированы по программе, достигла 1,7 км. Якиманский и Голубвинский переулки стали зеленее – там высадили по 74 дерева, а в Бабьегородском и Мароновском переулках поставили больше всего лавочек и урн.
Якиманская набережная
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Название получила по близлежащей улице Большая Якиманка, которая в свою очередь была названа по имени придела Иоакима и Анны Благовещенской церкви, впервые построенной в 1493 году и снесенной в 1933 году.
После 1812 года Голутвинская слобода индустриализуется, а к концу XIX века застраивается крупными фабричными зданиями Рябушинских и Истоминых.
В конце 1990–начале 2000-х годов фабрики и дома по набережной были перестроены под офисы или вовсе заменены бетонными муляжами.
Бабьегородский переулок
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Переулок пролегает от улицы Большая Якиманка до Мароновского переулка, заканчивается входом в парк “Музеон”.
Мароновский переулок
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Расположен в центре Москвы на Якиманке между 1-м Бабьегородским переулком и Крымским Валом. Некогда носил название Старый Огородный переулок − по находившимся на нем огородам. Впоследствии назывался также Большим Якиманским (по улице Большая Якиманка). Современное название появилось в конце XIX века по церкви преподобного Марона Исповедника, пустынника Сирийского.
Якиманский переулок
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Название переулок получил в XVIII веке по расположенной рядом Большой Якиманке. Он находится в центре столицы на Якиманке между Большой Якиманкой и 2-м Бабьегородским переулком.
Первый, Третий и Четвертый Голутвинские переулки
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта/3-й Голутвинский переулок
Название Голутвинских переулков известно с XIX века. Получили его они по подворью коломенского Голутвина монастыря (в летописи Голутвинский двор монастыря упоминается уже в 1472 году), который, видимо, наименован по урочищу Голутвино (голутва – "просека, вырубка в лесу", то есть голая местность, без растительности). Также здесь находилась Голутвинская или Голутвина слобода.
Гранитной плиткой покрыли 12,3 тыс. кв. м тротуара, новым асфальтом – 4,2 тыс. кв. м дорог, которые ограничены 4,1 тыс. погонных метров бордюра. Помимо этого строители привели в порядок 16 фасадов зданий и убрали все провода под землю.
Замоскворечье
В Замоскворечье реконструкция затронула четыре улицы. Это:
- улица Балчуг;
- Лубочный переулок;
- Болотная улица;
- Болотная набережная.
Общая протяженность улиц составила 2,1 км, а площадь благоустройства – 9,2 га. Гранитной плиткой замостили 16,5 тыс. кв. м, установили 47 фонарных столбов, а также 57 урн и лавочек. Болотная набережная стала более зеленой: там появились 44 дерева и 132 кустарника.
Улица Балчуг
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Улица Балчуг расположена в районе Водоотводного канала. Она тянется на 250 метров, ограниченная Москвой-рекой и Водоотводным каналом, и проходит от Раушской набережной до Садовнической набережной, за Чугунным мостом переходя в Пятницкую улицу.
Слово "балчуг" тюркского происхождения, используется в значении "грязь", "болото", "трясина". Улица Балчуг в Москве находится в районе древнего московского урочища Болото. Это одна из самых старинных московских улиц, возникшая в конце XIV века. В XVIII веке напротив нее был перекинут деревянный мост через Москву-реку, соединивший Кремль и расположенный к востоку от него посад с дорогой, шедшей на юг.
В 1552 году на Балчуге Иван Грозный открыл первый московский кабак, который представлял собой постоялый двор, где продавались кушанья и напитки. В XVI–XVII веках здесь находилась одна из царских Садовых слобод, городские бани и продуктовый рынок. В конце XIX–начале XX века на этой улице преобладали дома лавочников и торговцев.
Лубочный переулок
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Лубочный переулок до 1922 года назывался несколько иначе – Лубковский. Это миниатюрная улица в длину всего 58 м, расположена между улицей Балчуг и Малым Москворецким мостом. Полагают, что название переулка, известное с XVII века, возникло в связи с изготовлением здесь лубяных, то есть плетеных из липового лыка, канатов, которыми скрепляли части плавучего моста через Москву-реку.
Переулок в первоначальной конфигурации встречается в планах с конца XVIII до начала XX века, где показан узким, плотно застроенным. Западная и южная стороны переулка снесены в 1930-е годы при строительстве Большого и Малого Москворецких мостов. После сноса единственного дома на южной части застройки (дом №1) Лубочный переулок фактически слился с набережной водоотводного канала, представляя собой единую проезжую часть.
Болотная улица
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Болотная улица проходит от Фалеевского переулка до Малого Москворецкого моста, проложенного через Водоотводный канал. Она лежит между Софийской набережной и Водоотводным каналом. Нумерация домов ведется от Малого Москворецкого моста. Название появилось в XVIII веке и было дано по Болотной площади, от которой улица и берет начало.
Свой теперешний вид набережной улица приобрела в конце XVIII века после проведения Водоотводного канала. Тем не менее за ней сохранился прежний статус улицы. В 1960 году была переименована в улицу Татьяны Макаровой − фронтовой летчицы, Героя Советского Союза. В 1994 году улице было возвращено историческое название.
Болотная набережная
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Болотная набережная лежит на левом (северном) берегу Водоотводного канала. Начинается от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и Москвой-рекой, оканчивается у Малого Москворецкого моста. Болотная набережная объединяет две исторические местности Москвы – Берсеневку и Болото. Западная часть набережной, так же как и расположенная к югу Голутвина слобода, в XIX веке превратилась в промышленную зону в самом центре города.
В 80-х годах XIX века построили фабрику "Красный Октябрь". В 1906 году по проекту архитектора Башкирова на Болотной набережной была построена Московская трамвайная электростанция, действующая по сей день (МОГЭС-2).
Котельники
На другом берегу Москвы-реки благоустройство затронуло две набережные и один переулок. Вокруг знаменитой сталинской высотки появилось более 2 тыс. кустарников, больше 500 деревьев, а также новые тротуары, фонари и лавочки. По программе "Моя улица" здесь реконструировали:
- Котельническую набережную;
- Первый Котельнический переулок;
- Гончарную набережную.
Всего здесь благоустроили более 11 га и 1,46 км улиц. Все тротуары вымостили новой гранитной плиткой, поставили 74 дополнительных фонарных столба, чтобы москвичам и гостям столицы было приятнее гулять по набережным вечером. Кроме того, посадили деревья, декоративные кустарники, поставили урны и лавочки.
Котельническая набережная
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Котельническая набережная расположена на левом берегу Москвы-реки, от устья Яузы и Малого Устьинского моста до 1-го Гончарного переулка. Названа в начале XX века по бывшей Котельнической слободе. В 70-х годах XIX века сооружена каменная набережная, которую реконструировали в 1930-х годах. В 1948–1952-х годах у устья Яузы построили знаменитую сталинскую высотку (д. 1/15).
Котельнический переулок
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
1-й Котельнический переулок находится в Таганском районе Москвы между Гончарной улицей и Котельнической набережной. Название получил по существовавшей в этой местности Дворцовой Котельной слободе (она же Котельники), где жили мастера, изготовлявшие котлы. Впервые слобода упоминается в 1547 году. 1-й Котельнический переулок начинается от Гончарной и проходит на запад до Котельнической набережной.
Гончарная набережная
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Гончарная набережная протянулась между 2-м Гончарным переулком и Народной улицей. Фактически является продолжением Котельнической набережной. До ХХ века Котельническая набережная, включающая в себя участок Гончарной, которая в 1950-х годах была застроена сталинскими домами.
Набережную пересекает Большой Краснохолмский мост, построенный в 1938 году, архитекторами Вахуркиным, Гольцем и Соболевым.
Благоустройство у станций метро
Не забыли власти и о наземной инфраструктуре метрополитена. Летом 2017 года в масштабную программу реконструкции "Моя улица" попали территории вокруг вестибюлей трех станций метро:
- "Академическая"
- "Сокол"
- "Баррикадная"– "Краснопресненская"
Реконструкция затронула более 2,1 га территорий вокруг станций. Строители поменяли покрытие тротуаров и уложили 16,5 тыс. кв. м гранитной плитки, поставили 47 дополнительных фонарных столбов, установили лавочки и урны.
Метро "Академическая"
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Станция "Академическая" была открыта в 1962 году в составе участка "Октябрьская" – "Новые Черемушки". Название получила по существовавшим ранее Академическим проездам, ныне все они переименованы. В проекте находилась под названием "Черемушки".
Наземных вестибюлей станции нет, выходят в город из нее по подземным переходам на площадь Хо Ши Мина, к пересечению улиц Дмитрия Ульянова, Профсоюзная и проспекта 60-летия Октября. Станция сооружена по проекту архитекторов Петуховой, Колесниковой и Фокиной. Художественное оформление станции сведено к минимуму: "Академическая" – одна из первых московских станций мелкого заложения с отсутствием декора, получивших народное прозвище "сороконожек".
Метро "Сокол"
Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта
Строительство станции "Сокол" осуществлялось открытым способом, при котором тоннели и станция возводятся в разрытых траншеях и котлованах и после засыпаются грунтом.
Пассажиры пользуются станцией с 11 сентября 1938 года. В тот же день было открыто метродепо "Сокол", расположенное в районе развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе.
Западный вестибюль был открыт лишь спустя 10 лет – 21 декабря 1949 года. Он расположился на противоположной стороне Ленинградского проспекта рядом с храмом Всех Святых во Всехсвятском. А 28 апреля 1960 года был открыт дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом.
Метро "Баррикадная" – "Краснопресненская"
Фото: портал мэра и правительства Москвы
"Баррикадная" – станция Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена, расположена между станциями "Улица 1905 года" и "Пушкинская".
Открыта 30 декабря 1972 года в составе участка "Баррикадная" – "Октябрьское поле". Названа по одноименной улице.
Под землей с "Баррикадной" можно перейти на "Краснопресненскую" – станцию Московского метрополитена, расположенную на Кольцевой линии между станциями "Киевская" и "Белорусская". Станция открыта в 1954 году в составе участка "Белорусская" – "Парк культуры". Название станции было дано по улице Красная Пресня. Выходит на улицы Красная Пресня и Конюшковская, вблизи Московского зоопарка и высотки на Кудринской площади. У входа в вестибюль стоит скульптура "Рабочий-дружинник" (1955 год, скульптор Зеленский, архитектор Алабян).
Чтобы вечером и ночью тут было светлее, установили 88 фонарных столбов и 102 декоративных А]Строительство станции "торшера". На дороге заменили 18,3 тыс. кв. м асфальта, а по краям высадили 94 дерева и 290 кустарников.