Фото: m24.ru/Александр Авилов
Детей с особенностями физического и психического развития будут реабилитировать в Москве с помощью игры на кастаньетах и тамбурине, шитья, рисования и ведения домашнего хозяйства. Об этом говорится в документах департамента труда и социальной защиты столицы.
Для лечения и реабилитации детей разработают групповые и индивидуальные занятия. Планируется сформировать не менее 10 групп детей по пять человек, которых будут курировать педагоги и психологи. Не менее трех раз в неделю по три часа детей-инвалидов будут учить ткать, валять войлок, шить и вышивать, а также рисовать и составлять аппликации. На музыкальных уроках обучат пению, игре на ксилофоне, гуслях, кастаньетах и других несложных музыкальных инструментах.
В программе также оздоровительные занятия физкультурой, отработка навыков речи с помощью артикуляционных и логоритмических упражнений, обучение театральному мастерству. Кроме творческой работы, детей научат ведению домашнего хозяйства: уборке помещения, работе на кухне, уходу за одеждой и обувью.
Для реабилитации будут подобраны специально оборудованные помещения: комнаты и зал. Каждый инвалид должен посетить не менее 114 занятий. После курса реабилитации организаторы устроят концерт и выставку.
Директор ГКУ "Центр социальной (постинтернатной) адаптации" Ольга Мишина рассказала, как постоянные занятия помогают детям с ментальными расстройствами приспособиться к самостоятельной взрослой жизни.
"К нам приходят совершеннолетние ребята, которые проходят "дозревание" перед самостоятельной жизнью. Это ребята с легкой степенью умственной отсталости. Наши педагоги проводят с ними мастер-классы по кулинарии, хозяйственным вопросам, помогают выбрать профессию и получить образование", – рассказала Мишина. Она добавила, что, помимо регулярных занятий с социальными педагогами, несколько раз в год воспитанники участвуют в творческих мероприятиях.
Воспитанники проводят в центре до полутора лет. "К нам приходят очень "тяжелые" дети, – пояснила Мишина. – Сироты, обучавшиеся в коррекционных школах, совершенно преображаются и адаптируются к самостоятельной жизни".
Тренер-реабилитолог клиники Валентина Дикуля Наталья Смирнова не сомневается в пользе постоянных занятий с детьми-инвалидами. "Очень важен индивидуальный подход. У нас это занятия на специальных тренажерах, – рассказала Смирнова. – Групповые занятия подходят, когда у детей не очень тяжелое поражение. В этом случае тренируются еще и навыки общения, появляется соревновательный элемент".
Реабилитолог отметила важность участия родителей либо опекунов "особенного" ребенка. "Степень интеллектуального развития влияет на то, как ребенок понимает инструкции к физическим упражнениям. Необходимо участие и помощь родителей, которые хотя бы на раннем этапе должны принимать участие в реабилитации ребенка", – уверена Смирнова. Эксперт добавила, что в тяжелых случаях инвалидности реабилитация нужна в качестве поддерживающей терапии.
Ссылки по теме
- "Жизнь в большом городе": Поддержка инвалидов
- Все объекты Москомспорта оборудуют для инвалидов к 2018 году
- В Москве открыли первый Федеральный ресурсный центр для детей с аутизмом
В столице развивается инфраструктура для маломобильных граждан. Например, в 2015 году услугами Центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена воспользовалось около 17 тысяч инвалидов. В столичных школах на данный момент учится больше 20 тысяч детей-инвалидов, порядка 90 процентов музеев Москвы полностью приспособлены для посетителей с ограниченными возможностями. В апреле этого года в Москве открылся первый Федеральный ресурсный центр поддержки детей с аутизмом. В нем обучают и воспитывают детей, готовят специалистов и ведут работу с родителями. По некоторым данным, в российских коррекционных образовательных школах и центрах социального сопровождения находятся около 8 тысяч детей-аутистов. В 2016 году на летний отдых детей льготных категорий в Москве выделено более 122 тысяч путевок. Для большинства из них город оплатит поездку полностью, в некоторых случаях предусмотрена частичная компенсация стоимости. В этом году дети побывают в лагерях Кавказских Минеральных Вод, Белоруссии, Крыма, Анапа, Калининградской области и Подмосковья.
Тем временем Рособрнадзор разработал тренировочные материалы по подготовке и сдаче экзаменов для школьников-инвалидов. А Госдума приняла закон, разрешающий россиянам использовать материнский капитал на покупку товаров и услуг для социальной адаптации детей-инвалидов: пандусы, функциональные кровати, массажные столы и так далее.
Александра Суперека, Никита Щуренков