В середине 30-х годов, выстояв череду испытаний и гонений, окончательно формируется, чтобы остаться уже навсегда, классический образ героя главного детского праздника – Деда Мороза.
Традицию наряжать елку привезли задолго до этого, в 30-40 годах XIX века, переселенцы из Германии. Чтобы елка казалась народнее, приставили к ней ватного старика с назидательными функциями. Далее потянулась длинная вереница унификации имени: старый Рупрехт, Святой Николай или Дедушка Николай, добрый Морозко, Мороз, дед, дедка, святочный дед, просто старик, живущий зимой в лесу, и даже Санта Клаус.
Все это продолжалось вплоть до начала XX века, пока с легкой руки писателя Лукашевича не появилось имя – Дед Мороз.

Митинг детей против Рождества и елки, 1929 год
Праздник продолжался недолго, уже в 1927 году в рамках антирелигиозной кампании с целью уничтожения старых и утверждения новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов".

Письмо читателей, напечатанное в журнале "Мурзилка", 1927 год

"Пионерская правда", 1927 год

"Пионерская правда", 1927 год
В 1928 году Демьян Бедный пишет следующее стихотворение:
Под "Рождество Христово" в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный "Дед Мороз"
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти![/BR]

Рассказ "Новый праздник". Журнал "Мурзилка", 1929 год
Гонения продолжались вплоть до 28 декабря 1935 года, когда в номере "Правды" вышла установочная статья кандидата в члены Политбюро Павла Постышева: "В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею".
И уже на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Новый год с неизменным ритуалом украшения Новогодней елки, становится любимым праздником детворы и взрослых.

Детский сад № 39, 1935 год

Модели костюмов для детского карнавала. Журнал "Модели сезона", № 1, 1939 год. Из архива Елены Пейдар

Новый год в саду "Эрмитаж". Москва, 1944 год

У новогодней витрины. Фото: Галина Санько

Участники Новогоднего бала молодежи в Большом Кремлевском дворце примеряют карнавальные маски. Москва, 1958 год. Фото В. Егоров

Москвичи после похода на елочный базар. 1969 год Фото: В. Христофоров
Илья Старков / "Тогда"