Фото: ТАСС/DPA
Россияне стали меньше экономить на еде, одежде, обуви и отдыхе. Чтобы улучшить материальное положение в непростых экономических условиях, люди начали выращивать овощи и фрукты, заниматься разовыми подработками и сдавать недвижимость в аренду, сообщает газета "Известия".
Весной 2016 года на продуктах экономил 51 процент граждан, а весной 2017 – уже 35 процентов. Это связано не только с ростом доходов, но и с тем, что люди адаптировались к непростой экономической ситуации. К таким выводам пришли специалисты Института социологии РАН, которые провели опрос среди 4 тысяч респондентов от 18 лет и старше. Исследователи хотели выяснить, как опрашиваемые стремятся улучшить материальное положение в нынешних экономических условиях.
Весной текущего года по сравнению с прошлой люди стали меньше экономить не только на еде, но и на одежде и обуви (47 процентов к 61), отдыхе и туризме (44 процента к 49), а также начали больше тратить на товары не первой необходимости. Зафиксирован рост займов и сдачи квартир – за три года с 7 до 10 процентов и с 3 до 5 соответственно. Накоплений нет у трети населения. По оценке социологов, россияне продолжают находиться в непростых экономических условиях, но большая часть смогла к ним адаптироваться.
Самая распространенная стратегия адаптации – экономия. Но за год увеличилось число респондентов, которые считают, что их доходы достаточны, чтобы не экономить. Весной 2016 года показатель составлял 6 процентов, весной 2017 – 10 процентов. Возросла и доля тех, кто планирует продолжать жить, как раньше, а при необходимости "что-то придумать"– с 7 до 11 процентов. Остальные 80 процентов участников опроса считают, что кризис внес корректировки в их модели потребления.