Фото: facebook.com/bezdtp
Впервые за долгое время центр столицы масштабно ремонтируют. Это делается в рамках программы "Моя улица". Несколько улиц уже открылись после реконструкции. Это Большая и Малая Никитские, Спиридоновка, Большая и Малая Бронные, Мясницкая, а также Большая Ордынка. Ко Дню города, к 5 сентября, завершится реконструкция еще нескольких улиц. Там сузят проезжую часть и расширят тротуары.
Некоторые автомобилисты недовольны сужением улиц, так как это, по их мнению, приведет к пробкам, а кто-то считает, что городу не нужны широкие тротуары и велодорожки. Почему так важна программа "Моя улица" и что изменится после масштабной реконструкции, рассказывает колумнист m24.ru замглавы Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Поляков.
Как это ни удивительно, но нужно начать с того, как образовалась Москва. Она возникла на юго-западе Владимирского княжества, на пересечении дорог из Киева в Ростов, из Пскова в Рязань. Тогда дороги называли именами городов, к которым они вели: Большая Дмитровка – к Дмитрову, Тверская улица – к Твери.
Испокон веков на Большой Дмитровке жили купцы, и исторически сложилось так, что по улице проходили транзитные потоки. Порта на Волге, у Дмитрова, больше нет. Поэтому улица стала естественным образом сужаться. Мы просто завершили этот процесс, оставив там одну полосу. В итоге, пешеходный поток возрос в восемь раз, а скорость движения автомобилей выросла.
Современное градостроительство признает два типа дорог. Скоростную магистраль, предназначенную для машин, с множеством полос, без светофоров и пешеходных переходов, а также городскую улицу, на которой приоритет у пешеходов, а дорожное движение регулируется.
С учетом радиально-кольцевой планировки столицы, транзитные потоки создают сверхнагрузки на улично-дорожную сеть в пределах Бульварного кольца
К примеру, в центре Барселоны, Рима, Праги есть улицы, по которым ездят только такси, или существует только пешеходное и велосипедное движение. В Москве же от советского прошлого остались гибриды улиц и дорог – вылетные магистрали. Это было оправдано в советское время, когда уровень автомобилизации был меньше 100 машин на тысячу человек, а сейчас этот показатель превышает 300 авто, и недостатков от такого объединения больше, чем достоинств. С учетом радиально-кольцевой планировки Москвы, транзитные потоки создают сверхнагрузки на улично-дорожную сеть в пределах Бульварного кольца. Из-за этого в центре возникают заторы, по принципу домино распространяющиеся по всему городу.
В Москве от советского прошлого остались гибриды улиц и дорог – вылетные магистрали
Программа "Моя улица" призвана исправить эту ситуацию. За организацию дорожного движения при воплощении программы в жизнь отвечает департамент транспорта. Наша цель – убрать из центра Москвы транзитный поток, то есть машины, которые едут через центр из одного конца города в другой. В центральную часть города стоит приехать, чтобы погулять, посетить музеи и театры, поужинать в ресторанах и кафе. После того, как будут благоустроены 37 улиц, которые входят в программу, транзитный поток существенно уменьшится.
Почему после сужения полосы на Большой Дмитровке интенсивность движения увеличилась? Это очень контринтуитивная вещь. Кажется, надо расширить улицу, чтобы по ней смогло проехать больше машин, но это не всегда так. Все дело в равномерности транспортного потока. На улицах центра происходят постоянные разгоны и торможения. Чтобы их сгладить, надо снижать скоростной режим и исправлять геометрию улиц, убирая бутылочные горлышки и препятствия в виде хаотичной парковки.
В пределах Садового кольца за период действия программы "Моя улица" сократили менее 2% машино-мест
Раньше машины парковались в два-три ряда, загораживая проезд. Сейчас этого нет. Чтобы количество парковочных мест не уменьшалось, улицы часто делают односторонними. В целом, в пределах Садового кольца за период действия программы "Моя улица" сократили менее 2% машино-мест. В любом случае, после завершения работ ЦОДД проведет объезд и проверит, все ли соответствует проектам.
Опыт сужения дорог хорошо себя показал. Однако этого недостаточно для того, чтобы пешеходы чувствовали себя в безопасности. К примеру, на Садовом кольце машины едут со скоростью до 80 километров в час. По сравнению со скоростью движения пешехода, это очень быстро. Оптимально, если машина движется в 10 раз быстрее пешехода, то есть при скорости идущего человека в среднем 4 километра в час поток должен двигаться со скоростью 40 километров в час.
Достаточно просто посидеть в кафе на Садовом кольце 20 минут, чтобы занервничать
Все говорят: "Мы живем в мегаполисе, от которого нервничаем, постоянно в стрессе". Но стресс возникает именно из-за такого движения! Достаточно просто посидеть в кафе на Садовом кольце 20 минут, чтобы занервничать.
Странно смотрится, если идет пара с ребенком со скоростью 2 км в час, а рядом несутся машины со скоростью 80 километров в час. Именно это приводит к моральному напряжению всех москвичей.
Чтобы снизить стресс и повысить безопасность, вводятся зоны спокойного движения. Первую, на Пушечной улице от Лубянской площади до Неглинной, запустили ко Дню города. Эта улица находится за Центральным детским магазином.
Зона спокойного движения означает, что в одной плоскости движутся автомобили со скоростью менее 40 км в час, идут пешеходы и едут велосипедисты. Причем разметка на ней будет технической, то есть тротуар выделен, к примеру, специальным мощением, но не приподнят над проезжей частью.
зона спокойного движения – это новая философия урбанистики
В Москве уже есть одна неофициальная зона спокойного движения – в Большом Толмачевском переулке, у метро "Третьяковская". Когда-то там сделали полностью пешеходную улицу, но москвичи попросили открыть движение. В результате ее не стали капитально перестраивать, лишь огородили небольшими столбиками. Сейчас по ней официально ездят автомобили, стоят дорожные знаки, и в то же время люди очень спокойно переходят с одной стороны на другую, хотя там нет пешеходных переходов.
В целом, зона спокойного движения – это новая философия урбанистики. Все участники движения снижают скорость, но не из-за знаков и правил, а благодаря пониманию, что автомобилист, что он не единственный в этом пространстве. В любой момент на дорогу может выйти пешеход, обогнать велосипедист. Из-за этого водитель едет медленнее и внимательнее. Такие зоны оказывают сильный психологический эффект на автомобилистов. Исследования по всему миру показывают, что, несмотря на пересечения всех видов транспорта, аварий на них практически нет.
Ссылки по теме
- Александр Поляков: "Если убрать знаки "Остановка запрещена", Москва встанет"
- Благоустройство пяти улиц в центре столицы завершено
- Комфортное пешеходное пространство создано вокруг ЦДМ на Лубянке
Совершенно другой принцип реагирования на магистрали, в этом случае водитель не ждет какой-то нештатной ситуации, поэтому едет быстро, сконцентрирован на движении вперед и значительно меньше смотрит по сторонам.
Таким образом, после реализации программы "Моя улица" центр города станет безопасней и комфортней.
Город вынужден искать компромисс между желанием ездить на личной машине и отдыхом на свежем воздухе. Наряду с улицами, где главные – пешеходы, в столице есть и автомобильные магистрали. Так же, как Барселону простреливает "Диагональ", в Москве достраивается Северо-Западная хорда, есть чисто автомобильные МКАД и Третье транспортное кольцо.