Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Начало месяца было богато на криминальные новости с просторов московских дорог. Произошло сразу несколько громких конфликтов между автомобилистами. Ведущий программы "Совет безопасности" на "Радио Москвы" Игорь Швыткин пообщался с адвокатом и психологами и рассказал, как можно защититься от неуравновешенных водителей не только морально, но и в правовом аспекте.
Вести о конфликтах между водителями все больше напоминали фронтовые сводки. Сначала владелец дорогого внедорожника открыл стрельбу из травматики по женщине за рулем, которая прыснула в лицо оппонента содержимым газового баллончика. Затем СМИ рассказали о драке, вспыхнувшей между водителями иномарки и троллейбуса. Битвы на дорогах продолжаются, а жара лишь подогревает не только двигатели, но и шоферские страсти.
Главная дорога у каждого своя?
Несоблюдение водителями дорожных правил все чаще приводит к настоящим боям без правил. В интернете один за другим появляются ролики о сражениях на трассах. Их популярность по числу просмотров бьет все мыслимые и немыслимые рекорды. Оскорбления и мордобой – все это может случиться с каждым, кто не поделит дорогу с другим участником дорожного движения. В наши дни каждый автолюбитель может запросто оказаться на своего рода автомобильном ринге, а также стать главным героем ролика, снятого на видеорегистратор.
Мнение эксперта
В наше время человек пытается соответствовать ритму большого города. Он везде хочет успеть. И даже когда он едет и никуда не спешит, он уже по привычке не может отключить этот ритм. Житель мегаполиса постоянно на взводе и временами просто теряет контроль над собой. Он будет всех подрезать, будет опережать, он проедет на красный свет — это становится не просто составляющей агрессивного вождения, но и стилем жизни."Красный мой, зеленый общий" – такова психология шофера в большом городе. Теория первенства постоянно отрабатывается на практике превосходства. "Быстрее, выше, сильнее!" – этот девиз у олимпийцев давно взяли напрокат владельцы дорогих, скоростных и больших машин.
Мнение эксперта
Ну как люди показывают свою крутизну? Например, дорогие часы. Ведь надо потрудиться, чтобы их продемонстрировать, да еще и так, чтобы все их заметили и оценили. А вот машину видят все издалека. И вот я – смотрите, какой я крутой. И не дай бог вдруг кто-то еще попытается ехать наравне со мной. Очень часто демонстрация того, что у меня, мол, машина более мощная и более дорогая, нередко сводит на нет основную задачу – на средстве передвижения попасть из пункта А в пункт Б. Некоторые выезжают на дорогу, чтобы просто показать себя.Действительно, многие современные автолюбители в облике своего авто видят выражение или продолжение собственного я, которое уж очень хочется проявить. Но для того чтобы выделиться из общего потока, нужно пренебречь общими правилами, будь то правилами дорожными или нормами морали.
Как правило, в подобных случаях, когда человек уже пересек две сплошные, он преступил одну черту закона, а значит, готов преступить и любую другую. И не дай бог вам, уважаемые читатели, ненароком встать у подобного нарцисса на пути. Конфликт будет неизбежен. Но как вести себя, если ты, сам того не желая, привлек внимание агрессора и его тень варвара с битой в руках уже нависла над твоей машиной?
Борис Новодережкин, психолог:
Если вы сидите в автомобиле, а машина зажата, то вам как минимум не стоит выходить из машины, потому что ваша голова кузовом машины будет защищена от этих ударов. Уверяю вас, что он не будет разламывать машину и доставать вас оттуда, потому что, на физическом уровне ударив пару раз по машине, он как-то физиологически разрядится, но потом он же и будет чинить вашу машину, потому что придут милиционеры уже не с битами.Получается, что начинать разговор с неадекватно настроенным человеком лучше, не выходя из машины, немного приоткрыв окно. Однако не всегда дело доходит до мордобоя. Сегодня модно разбираться прямо по ходу движения. Несговорчивого или "провинившегося" автолюбителя принято учить уму-разуму и вежливости. Его могут подрезать, резко притираясь сбоку, или, обогнав машину обидчика, резко нажать на тормоза. Мало кто знает, что на языке закона эти действия трактуются как создание аварийной ситуации на дороге, результатом которых могло стать дорожно-транспортное происшествие.
Необходимо помнить, что в этом случае понадобятся веские доказательства: свидетельства независимых очевидцев или сотрудников ГИБДД, а также фиксация опасных маневров средствами фото- или видеозаписи. Плюс ко всему важно учесть, что судья может не удовлетворить такую жалобу, сославшись, например, на вынужденное торможение вашего обидчика. Дело не выиграете, но врага себе и для своей машины можно нажить на всю жизнь.
К сожалению, не у каждого в машине установлен видеорегистратор, а потому если вам удалось-таки избежать столкновения и вы как-то разрешили ситуацию, то доказать умысел злоумышленника будет крайне тяжело.
Александр Колосов, психолог, психотерапевт:
Попытка выйти на общение трудна, но нужно вести себя доброжелательно, уверенно. Если быть доброжелательно-заискивающим, то агрессор провоцируется, он видит, что ты слаб, то есть он проявляет агрессию на тебя. Если он идет, а ты в ответ проявляешь агрессию, то, скорее всего, произойдет столкновение. Если он агрессивен, а ты уверен, но доброжелателен и говоришь: "Давайте посмотрим, давайте разберемся, что здесь не так", – он почувствует силу и одновременно доброжелательность, это часто предотвращает конфликт."В практике существует одно понятие: вы столкнулись – значит, мы будем возбуждать дело за нарушение правил дорожного движения, повлекшее ДТП. Если столкновения не было, мы не знаем, кто вас подрезал, кто повел себя по-хамски, – за это у нас наказания не предусмотрено. Поэтому и бороться с этим довольно сложно, – говорит адвокат Виктор Травин. – Поверьте, ни у кого не хватит терпения постоянно ходить в ГИБДД, прилагать эту несчастную видеозапись к своему заявлению и требовать наказания обидчика. Тем более что тот, кто вас обогнал и резко затормозил, пытаясь, таким образом, как-то "воспитать" вас, будет ссылаться на применение экстренного торможения по причине того, что перед ним выскочила черная кошка".
Увы, органы ГИБДД максимум займутся вопросом относительно того, был ли причинен ущерб транспортному средству. Вряд ли кто-то будет разбираться в имевших место вероятных угрозах жизни и здоровью.
Зарубежный опыт
В европейских странах закон предусматривает ответственность эмоциональных водителей за опасные маневры на дороге. Например, там есть такое понятие, как "опасное сближение". Основой для судебных разбирательств может послужить всего лишь звонок пострадавшего по телефону.
Кстати, в России нечто подобное тоже попытались ввести в практику. Но федеральная целевая программа по созданию обстановки нетерпимости к нарушителям правил дорожного движения в нашей стране уж слишком вяло пропагандируется и не пользуется большой популярностью. Ведь составление доказательной базы по созданию кем-то аварийной ситуации – дело муторное, да и наказание за него в результате будет символическое.
Виктор Травин, адвокат:
Видишь нарушителя – позвони куда надо, сообщи об этом. Потому что сегодня он не дал проехать кому-то, завтра он не даст проехать тебе. Вот обстановку нетерпимости надо начинать с себя. Помешали тебе – позвони один раз, помешали другому – заступись, позвони в ГИБДД. Вот только тогда у кого-нибудь возникнет мысль, что на дороге мы отвечаем перед всеми, а не только перед собой.Внимание: агрессор на хвосте!
Пока мы все боремся с хамами на дорогах молча в одиночку, давайте учиться распознавать водителя-агрессора уже издалека. Итак, заметить его нетрудно: он несется на бешеной скорости, играя в "шахматы" и обгоняя попутные авто. Резко стартует со светофоров и молниеносно меняет полосы движения. Не соблюдает дистанцию между автомобилями, не пропускает машины, которые пытаются поменять ряд или вклиниться между ним и впереди идущим авто. Не включает поворотники при перестроении, сигналит всем и вся без всякого повода, моргает дальним светом фар.
Вежливость продлевает жизнь и сохраняет здоровье
Наши эксперты-психологи по-разному подходят к методам разрешения конфликтных ситуаций на дороге: одни считают, что нужно забаррикадироваться в своем авто и не провоцировать злоумышленника. Другие полагают, что нужно вести себя с достоинством и уверенно разговаривать с агрессором.
Ссылки по теме
- На востоке города неизвестный напал на водителя автобуса
- Нарушивший ПДД водитель "Мерседеса" избил двух полицейских
- Мужчина на Porsche в центре Москвы обстрелял девушку-водителя
На мой же взгляд, надо здраво оценивать ситуации, ведь они всегда разные, как и хамы. Золотым правилом для себя считаю, что дорогу следует давать не только дуракам, но и всем, кто просто торопится и желает вас обогнать. Если вы подрезали или не заметили кого-то, моргните аварийкой, поверьте, вся спесь у обиженного исчезнет. Ну а если вас догнали и остановили, попробуйте просто извиниться, вряд ли вас будут учить вождению при помощи кулаков.
Помните о том, что обстановка на дорогах остается сложной и напряженной. На магистралях тысячи машин, но на деле большинство автолюбителей, спрятавшись в своем железном коконе, не придет вам на помощь. Увы, автомобильное братство кануло в Лету. Многим из наших граждан нет дела до проблем других участников дорожного движения.
Даже если у них на глазах будут кого-то избивать или крушить чье-то авто. Чаще всего они предпочтут не заступаться и не разнимать дерущихся, а потянутся за телефоном, чтобы заснять происходящее на видео. Они забывают о том, что сами в любой момент могут оказаться одной из сторон конфликта и никто не придет к ним на выручку. Вокруг будут лишь безмолвные созерцатели с камерами в руках. Старайтесь не попасть в их объективы.
Соблюдайте ПДД, будьте вежливы и обходительны на дороге, тогда, уверен, агрессивные водители будут искать в потоке машин другую мишень.