Фото: m24.ru/Александр Авилов
Водителей, выезжающих за стоп-линию перед светофором, могут освободить от ответственности. В Госдуму внесен законопроект с предложением изменить КоАП и не штрафовать водителей в случае, если светофор не оборудован таймером. Речь идет о нарушениях, которые фиксируют дорожные камеры. Эксперты m24.ru уверены, для разгрузки крупных городов, наоборот, ответственность необходимо усиливать.
"Однако сигналы светофора сменяются слишком быстро, а при плохой видимости могут быть плохо различимы, и в случае отсутствия на светофоре электронного табло с обратным отсчетом времени водитель не может вовремя сориентироваться и остановиться до стоп-линии. Таким образом, водитель, не имея намерения нарушить правила дорожного движения, предписывающие останавливаться до стоп-линии, может незначительно выехать за нее, нарушив тем самым указанные правила", – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Сегодня штраф за выезд за стоп-линию составляет 800 рублей.
"Никакой проблемы остановиться перед стоп-линией нет"
Советник руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Андрей Мухортиков уверен, что проблема с выездом за стоп-линию возникает только в случае, когда водитель нарушает скоростной режим.
"Такая проблема возникает только в случае превышения скорости, либо в случае несоответствия светофора ГОСТу, по которому не менее трех секунд должен быть мигающий зеленый и не менее трех секунд – желтый. За шесть секунд, если человек едет с разрешенной скоростью 60 километров в час и смотрит на светофор, а не по сторонам, никакой проблемы остановиться перед стоп-линией нет. Таймер здесь не причем", – сказал он m24.ru.
При этом, по словам эксперта, таймеры действительно помогают автомобилистам, и ими необходимо постепенно дооборудовать или переоборудовать все светофорные объекты. Однако, по его мнению, законодательная инициатива здесь бессмысленна – нужна просто тщательная, аккуратная, профессиональная работа организаторов дорожного движения и настройщиков светофоров.
"Да, бывают ситуации, к сожалению, когда в силу геометрических параметров дорог стоп-линия находится достаточно далеко от перекрестка. В таких случаях светофорам добавляют режим кругом красный", чтобы дать возможность тем, кто выезжает со стороны стоп-линии, завершить маневр на этом длинном перегоне. На таких перекрестках к трем секундам мигающего зеленого, трем секундам желтого, добавляется еще две-пять секунд "кругом красного", – объяснил Мухортиков.
Если разметка стерлась, ее занесло снегом или не видно – камера не сможет распознать событие и зарегистрировать нарушение, пояснил Завкафедрой транспортной телематики МАДИ Владимир Власов.
"В этом случае ГИБДД должно выдать предписание дорожникам за ненадлежащее обслуживание дороги – такого быть не должно", – объяснил он в разговоре с m24.ru.
"Выезд на перекрестки – это настоящий бич городов"
Генеральный директор Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения Андрей Погребняк уверен, что ответственность за выезд за стоп-линию, наоборот, необходимо усиливать. Особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Тем более, ПДД уже предусматривают такое наказание и запрещают выезд на перекресток, если он занят.
"Выезд на перекрестки – это настоящий бич городов и, чем меньше будет заторов на перекрестках, тем будет свободнее движение. Я считаю, что необходимо вводить штрафы за остановку на перекрестке и помеху проезда другим направлениям. Есть опыт таких городов, которые мы берем в пример по решению транспортных проблем – Сингапур, Лондон. В них перекрестки обозначены желтым квадратом, и остановка в этой зоне карается штрафом. Это стимулирует водителей отказаться от выезда на перекресток, если сквозного проезда через него нет, и собственно держать перекрестки в свободном режиме", – заявил Погребняк.
Координатор общественного проекта "Движение" Андрей Филин также уверен, что законопроект выглядит сыро и похож на имитацию законотворческой деятельности, чем на какие-то результативные инициативы. Он отметил, что во многих странах власти наоборот делают светофоры резче, таким образом вынуждая водителей быть внимательнее и соблюдать скоростной режим.
"Например, в Финляндии светофоры переключаются без предупреждения: зеленый сразу сменяет желтый и потом красный, без мигающих переходов. Но, в их городах максимальная скорость движения – 50 километров в час, и водитель всегда успеет затормозить, если он соблюдает скоростной режим. В Грузии также убрали мигающий свет – там вообще зеленый сразу сменяет красный и это снизило количество аварий, потому что водителю приходится быть внимательнее" – рассказал эксперт.
Кроме того, одна из дорожных камер в тестовом режиме начала фиксировать нарушения водителей за непропуск пешехода. Она в конце прошлого года, и уже было вынесено около тысячи постановлений для водителей. Сейчас штраф для водителей, которые не пропускают пешеходов на пешеходном переходе, составляет 1,5 тысячи рублей.