Фото: ТАСС/Михаил Почуев
На платной трассе М11 "Москва – Санкт-Петербург" могут полностью снять ограничения максимальной скорости. Председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах рассказал m24.ru, что необходимая статистика сейчас собирается, и после окончания строительства дороги "Автодор" как владелец трассы может обратиться в правительство. Заместитель министра транспорта России Николай Асаул отметил, что ведомство готово рассмотреть заявку владельца дороги и изучить техническую документацию, подтверждающую безопасность полотна при высоких скоростях.
"Сегодня мы собираем статистику по тем нашим платным скоростным участкам трасс, которые уже действуют. Это, в первую очередь, участки на магистрали М4 "Дон". В некоторых местах максимально разрешенная скорость там 130 км/ч. И уже сейчас статистика скапливается достаточно положительная: на скоростных платных участках у нас снижается количество ДТП, снижается количество раненых и погибших", – рассказал Кельбах.
При этом он отмечает, что подходить к инициативе полной отмены скоростных ограничений нужно взвешенно. Возможно, на трассе М11 будет реализован опыт немецких автобанов.
"На скоростных трассах в Германии принципиально нет ограничений. Но в зависимости от погодных условий, метеоусловий, вводятся временные ограничение или рекомендованная скорость движения. Ее доносят до водителей через систему электронных информационных табло", – подчеркнул глава "Автодора".
Кельбах также обращает внимание на то, что немаловажным фактором безопасности движения является сам транспорт. Например, некорректно уравнивать современные авто и машины, которым 20 и более лет. При выборе скорости движения водителю стоит исходить, в том числе, из возможностей своего автомобиля.
Заместитель министра транспорта России Николай Асаул сказал, что ведомство может рассмотреть инициативу "Автодора", если будут представлены необходимые технические документы.
"Пока вопрос отмены ограничений скорости на трассах не рассматривался. Пока нет для этого соответствующих оснований. Но если собственник платной дороги выйдет с соответствующей инициативой, мы будем ее анализировать. Должно быть обоснование, что при проектировании были предусмотрены все требования, обеспечивающие безопасность на высоких скоростях", – подчеркнул чиновник.
В пресс-службе ГИБДД России не смогли оперативно прокомментировать m24.ru позицию ведомства по этому вопросу.
В случае, если будет принято решение о снятии ограничений, соответствующие изменения должны быть внесены в ПДД. Федеральные министерства могут выступать инициаторами поправок в правила.
Наиболее известными скоростными магистралями в мире являются немецкие автобаны. Общая протяженность этих дорог федерального значения в Германии сегодня составляет порядка 12 тысяч километров. Как правило, такие магистрали имеют по две полосы движения в каждую сторону, реже встречаются дороги с тремя и более полосами в обе стороны. Особенность автобанов заключается в том, что на них нет ограничения максимальной скорости движения, но есть минимально допустимая. По скоростным трассам Германии нельзя ехать медленнее 60 км/ч. Помимо этого на автобанах нет светофоров и левых поворотов.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что для автомобилистов отмена скоростного лимита на трассе станет долгожданным подарком.
"Это решение будет очень актуально для водителей. И если мы говорим о том, что трасса М11 платная, то люди ожидают от нее, в том числе, сокращения времени в пути. Сегодня маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга преодолевается на машине приблизительно за 9-10 часов. Но это время можно сократить вдвое при отмене скоростного лимита", – сказал он.
Эксперт добавил также, что трасса М11 не должна стать исключением: подобных дорог в стране нужно больше. "Сегодня многие понимают, что повышение допустимой скорости движения не ведет к каким-либо серьезным ДТП. Современные автомобили способны спокойно держать скорость в 180 км/ч. Поэтому нужно изучить мировой опыт организации скоростных магистралей и найти способ применить его в России", – отметил Канаев.
При этом эксперт подчеркивает, что если в стране появятся автобаны, необходимо будет проработать вопрос допуска на них. Здесь нужно будет учесть две важных составляющих безопасности: технические характеристики автомобиля, а также опыт и подготовку его водителя. Возможно, придется ввести некоторые ограничения, чтобы новички не использовали скоростную магистраль как гоночный трек, считает он.
Профессор кафедры строительства и эксплуатации дорог Московского автодорожного института (МАДИ) Владимир Носов отмечает, что высокоскоростная автомагистраль должна соответствовать ряду критериев, чтобы быть безопасной.
"Любая автодорога проектируется, исходя из так называемой "расчетной скорости". Она, в свою очередь, складывается из следующих факторов: радиус поворотов, дальность обзора, крутизна уклонов и многих других. То есть обеспечить безопасность на высоких скоростях можно, если на дороге плавные повороты, длинные пологие спуски и подъемы, есть разделительная полоса и отбойник как между разными направлениями движения, так и по обочинам. Помимо этого трасса должна быть освещена и пролегать на удалении от населенных пунктов. И, конечно, важно высокое качество дорожного покрытия", – сказал он.
Пока в России нет дорог, которые бы удовлетворяли этим требованиям на всем своем протяжении, но есть отдельные участки на многих федеральных трассах, поясняет Носов. "Чтобы не ходить далеко, можно привести в пример трассу М4 "Дон". От Москвы в направлении Воронежа есть много хороших скоростных участков. Сюда же можно отнести те участки М11, которые уже открылись. И много других на трассах Центрального федерального округа и не только", – отметил эксперт.
Ссылки по теме
- Начальник ГИБДД Москвы Виктор Коваленко: "Нельзя бесконечно ставить камеры"
- Повышение скорости на платном участке трассы М11 обсудят в 2016 году
- Эксперимент по созданию базы о болезнях водителей проведут в Подмосковье
Напомним, новый платный участок трассы М11 в Московской области был открыт декабре прошлого года. Он протянулся в обход Химок от МКАД до 58-го километра трассы М10 "Россия" (в сторону Солнечногорска). До аэропорта Шереметьево дорога состоит из 10 полос, от Шереметьева до Зеленограда на магистрали остается 8 полос, а от подъезда к Зеленограду до примыкания к М10 – четыре. Проезд по трассе для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта составляет от 80 до 250 рублей, а весь участок до Солнечногорска обойдется от 160 до 500 рублей в зависимости от времени движения.
Добавим, что максимальную скорость движения на участке трассы "Москва – Санкт-Петербург" в обход города Вышний Волочек планируют поднять до 130 км/ч уже в первом полугодии 2016 года. Данный отрезок дороги стал платным в сентябре прошлого года. Такой скоростной режим уже действует на некоторых участках трассы М4 "Дон". Проехать "с ветерком" можно по отрезкам с 51-го по 71-й км и с 76-го км, на остальном протяжении максимальная скорость ограничена 110 км/ч.
А вот на ряде столичных магистралей скорость движения предлагается понизить. Так, ранее начальник Управления ГИБДД России по Москве Виктор Коваленко рассказал о планах снизить максимальную скорость движения на МКАД со 100 до 80 км/ч. Отмечалось, что мера будет временной и вводится из-за реконструкции транспортных развязок на семи участках кольцевой дороги, чтобы избежать резких перепадов скорости потока.
Виталий Воловатов, Никита Щуренков