Фото: M24/Евгения Смолянская
Повышенный транспортный налог принесет Москве 77,1 млрд рублей дохода за четыре года. Такой прогноз приводится в проекте столичного бюджета на 2015-2017 гг., который сейчас рассматривает Мосгордума. Так, в 2014 году планируется собрать 17,9 млрд рублей как с организаций, так и с обычных автомобилистов. По данным московского управления Федеральной налоговой службы (ФНС), в бюджет уже поступило 13 млрд рублей. Поступления от транспортного налога в первую очередь должны обеспечить расходы на развитие дорожной инфраструктуры, заявил M24.ru член комиссии Мосгордумы по экономической политике Михаил Антонцев. Однако эти доходы, а также акцизы на автомобильное топливо, покроют менее половины трат на московские дороги, запланированных в следующие три года.
В проекте бюджета сказано, что в 2014 году с физических и юридических лиц планируется собрать транспортный налог на общую сумму 17,9 млрд рублей. Согласно прогнозу на 2015 год, поступления составят 18,8 млрд рублей, в 2016 году – 19,7 млрд рублей, в 2017 году – 20,7 млрд рублей. Таким образом, общая сумма сборов составит 77,1 млрд рублей, ежегодно поступления будут расти на 5%.
При этом в бюджете на 2014-2016 год было заложено, что в 2014 году сборы по транспортному налогу составят 15,6 млрд рублей, в 2015 году – 16,3 млрд рублей, в 2016 году – 17,1 млрд рублей.
Напомним, что с 1 января 2013 года в Москве действуют новые повышенные ставки транспортного налога. Для автомобилей с мощностью двигателя меньше 100 лошадиных сил (л.с.) налог вырос с 7 до 12 рублей за 1 л.с., то есть владельцам придется заплатить до 1200 рублей в год – почти в два раза больше, чем прежде. Для машин в 100-125 л.с. ставка выросла с 20 до 25 рублей, сумма транспортного налога – примерно на треть, до 3125 рублей. Все новые ставки на транспортный налог в Москве можно увидеть здесь.
Несмотря на то, что налог повысился в прошлом году, на обычных автомобилистах это отражается только сейчас. В 2013 году они платили транспортный налог еще за 2012 год. По новым ставкам москвичи расплачиваются с государством, начиная с весны этого года, последний срок погашения квитанции - 1 декабря 2014 года. При этом юрлица должны были заплатить транспортный налог еще до 5 февраля.
В пресс-службе управления ФНС по Москве сообщили M24.ru, что, по данным на 1 октября, в столичный бюджет поступило 13 млрд рублей транспортного налога, из них 8,9 млрд рублей - с физических лиц.
Глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников ранее заявлял, что до этого транспортный налог повышался в 2008 году. С того времени инфляция выросла почти на 50%. При этом московские ставки все равно ниже, чем в других крупных городах, например, Санкт-Петербурге и в Казани.
Член комиссии по экономической политике и финансам Мосгордумы Михаил Антонцев пояснил M24.ru, что транспортный налог поступает в "общий котел" бюджета. "Но, как правило, сумма, аналогичная той, что собрана в качестве транспортного налога, направляется на развитие дорожной инфраструктуры. Однако общие расходы на дороги, безусловно, получаются на порядок выше суммы выплат транспортного налога", - рассказал Антонцев.
Отметим, что в 2015-2017 годах больше всего денег из бюджета Москвы планируется выделить именно на транспорт - 785 млрд рублей. Свыше трети от этой суммы, то есть более 260 млрд рублей, потратят на строительство автомобильных дорог и развитие улично-дорожной сети. Таким образом, поступления транспортного налога в 2015-2017 годах могут на четверть обеспечить расходы на дорожную инфраструктуру.
Напомним, что в Москве действует дорожный фонд, который состоит из доходов от транспортного налога, акцизов на автомобильное топливо и пожертвований от бизнеса. К слову, сумма акцизов на нефтепродукты за 2015 - 2017 гг. должна составить 61,2 млрд рублей. Это вторая четверть всех расходов на московские дороги. То есть эти доходы обеспечивают менее половины трат на столичные трассы.
Ежегодный рост сборов транспортного налога на 5%, по словам Антонцева, обусловлен двумя причинами. "По статистике, количество владельцев автомобилей в Москве растет, класс машин повышается. Но в то же время нет предпосылок для дальнейшего увеличения самого налога, следовательно, рост заложен небольшой", - пояснил Антонцев.
Поправки в столичный закон "О транспортном налоге", установившие новые ставки, также отменили некоторые льготы. Раньше от уплаты налога освобождались герои СССР, России, кавалеры ордена Славы, ветераны, инвалиды, бывшие малолетние узники лагерей, опекуны инвалидов, ликвидаторы и пострадавшие от ядерных аварий. Теперь они обязаны платить транспортный налог, если мощность их автомобиля превышает 200 лошадиных сил.
"Часто покупатели дорогостоящих машин просто записывали их на своих родственников-льготников, чтобы не платить налог. Однако если человек смог купить такой автомобиль, то, наверное, он может заплатить и налог", - заявил Антонцев. К слову, владельцы малолитражек по-прежнему освобождены от уплаты транспортного налога.
Гендиректор информационного портала Autodealer.ru Олег Дацкив говорит, что для большинства автовладельцев транспортный налог в среднем вырос на 1-2 тысячи рублей в год и выше. "Выплаты существенно увеличились для владельцев автомобилей премиум-класса, но для них не так важно, 15 тысяч рублей заплатить или 40. Транспортный налог можно назвать неадекватным, если люди вынуждены пересаживаться на общественный транспорт, а следовательно, снижается число налогоплательщиков и сумма поступлений. Однако пока мы такого в Москве не наблюдаем", - заключил Дацкив.
Добавим, что в 2015 году ставки транспортного налога изменятся и в Подмосковье. Для машин мощностью менее 100 лошадиных сил налог вырастет с 7 до 10 рублей за 1 л.с. Так, за Renault Logan c двигателем 1,4 литра (75 лошадиных сил) нужно было платить 525 рублей, а с 1 января – 750 рублей. В то же время для грузовиков и автобусов старше пяти лет устанавливается максимальная ставка налога: в зависимости от мощности налог составит до 70 рублей.
София Сарджвеладзе