Фото: m24.ru/Александр Авилов
В Москве запустили эксперимент по адаптации работы светофоров под скорость потока, чтобы автомобилисты могли все время проезжать на зеленый свет. Об этом в своей колонке на m24.ru написал заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Поляков. Он пояснил, что такая "зеленая улица" уже действует на Щелковском шоссе, а в ближайшее время ее запустят еще на трех магистралях: Алтуфьевском, Волоколамском и Пятницком шоссе.
"Мы хотим внедрить принципиально новый подход к управлению светофорами, который не применялся нигде в мире. Динамическая транспортная модель позволяет прогнозировать ситуацию на каждом участке дороги. Мы можем определить, с какой скоростью будет двигаться поток, и выбрать оптимальный светофорный режим для построения так называемой "зеленой улицы", – рассказал Поляков.
При "зеленой улице" автомобиль, двигаясь с определенной скоростью, всегда будет попадать на зеленый сигнал светофора. Как правило, этот показатель составляет около 50 км/ч, однако водители не всегда могут соблюдать заданную скорость, подчеркнул замглавы ЦОДД.
"Мы разработали более сложную систему. В зависимости от реальной скорости движения потока оператор в ручном режиме выбирает оптимальный режим работы светофоров. Для каждого скоростного режима − до 20 км в час, от 20 до 40 км в час, от 40 до 60 км в час – будет свой алгоритм. Мы будем информировать водителей с помощью радио о том, с какой скоростью они могут ехать по конкретной магистрали, чтобы плавно "проходить" все светофоры", – отметил чиновник.
Поляков добавил, что эксперимент на Щелковском шоссе показал неплохие результаты. За две недели пилота скорость движения там выросла на 12%.
Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский считает, что "зеленая волна" будет полезна в межпиковые часы. "Зеленую волну" невозможно применить на улицах с загрузкой выше 80%. Именно этот показатель наблюдается в утренний "час пик" на основных магистралях. В это время никакая "волна" не получится, потому что машины едут не быстрее 5 км/ч. Но такой режим поможет в межпиковое время: днем, вечером, ночью", – подчеркнул он.
Эксперт добавил, что при всех несомненных плюсах область применения "зеленой волны" ограничена. "Ее сложно организовать там, где много левых поворотов или перекрестков. Потому что для того, чтобы пропустить шоссе, придется "поджимать" другие направления. Другими словами, чтобы "волна" работала, нужно будет значительно сократить время на проезд транспорта через перекресток поперек шоссе", – пояснил Шумский.
Ссылки по теме
- Между Садовым кольцом и МКАД установят 8,5 тысяч новых знаков
- Москва закупит "умные" светодиодные светофоры
- Долой анархию: Андрей Мухортиков о новых способах упорядочить движение на дороге
При использовании такой системы пропускная способность магистралей значительно повысится, отмечает зампредседателя Московского городского союза автомобилистов Максим Воротилкин.
"Чем больше магистралей будет действовать в режиме "зеленой волны", тем больше разгружается город. Раньше "волну" пытались запустить на Ленинском проспекте, но она постоянно сбивалась. Хорошо бы, чтоб новую систему запустили там. Кроме того, ее можно организовать на Мичуринском и Волгоградском проспектах", – подчеркнул он.
Напомним, столичный Центр организации дорожного движения планирует до конца года создать единую базу данных объектов дорожной инфраструктуры. В нее войдет информация обо всех светофорах, ограждениях и разметке. Электронный паспорт объекта будет содержать координаты и высоту его расположения, а также ограничения, которые он вводит. Помимо этого, к декабрю ЦОДД приведет в порядок более 60 тысяч объектов транспортной инфраструктуры. На ТТК, МКАД, Боровском, Киевском и Волоколамском шоссе помоют и покрасят опоры, светофоры, табло, дорожные знаки и другое оборудование интеллектуальной транспортной системы.
Кроме того, власти Москвы разрабатывают новую технологию борьбы с пробками. Предполагается, что в рамках эксперимента подрядчики посчитают скорость движения на различных дорогах, определят проблемные участки. На основании этих данных можно будет предложить методы оптимизации использования оборудования по управлению дорожным движением – камер, знаков и светофоров.
Виталий Воловатов, Марина Курганская