Новости

Новости

07 октября 2014, 17:30

Экология

Газоны и заборы: из чего состоит грязь на московских улицах

Иллюстрация: Ольга Денисова

Грязь на дорогах круглый год омрачает жизнь москвичей. Зимой она лежит на сугробах, весной собирается в мутные потоки, а летом оседает пылью на капотах машин. По мнению экспертов, осенью есть шанс все исправить.

Из чего состоит городская грязь

Проблема городской грязи волнует не только Москву. В 2012 году сотрудники Уральского лесотехнического университета (УГЛТУ) по поручению администрации города исследовали состав и происхождение екатеринбургской грязи. Исследования показали, что почти на 85% грязь - это мельчайшие частицы почвы. Как ни странно, ученые не обнаружили в составе грязи большого количества следов выхлопных газов или промышленных отходов. Вывод, к которому постепенно приходят эксперты из разных российских городов, таков: "голые" осенние газоны увеличивают количество пыли на улицах.

Однако справедливости ради стоит отметить, что строительная пыль и выхлопы транспорта и промышленных предприятий также входят в состав грязи на улицах городов.

Таким образом, городская грязь состоит из следующих компонентов:

  • следы выхлопных газов транспорта
  • следы промышленных выбросов
  • строительная пыль
  • частицы почвы

Транспорт

По словам члена Общественного совета при департаменте природопользования Москвы Александра Николаевича Чумакова, транспорт создает около 94% загрязнений атмосферы в Москве.

В состав выхлопных газов входит около 300 веществ. Большинство из них токсичны. Главными компонентами выхлопных газов являются оксиды углерода, в частности, углекислый газ, оксиды азота и углеводороды. Особенно опасны для здоровья человека оксиды азота. Также в составе выхлопных газов двигателей, работающих на бензине, присутствует свинец. Дизельные двигатели выбрасывают в атмосферу сажу.

Как отметил Александр Чумаков, использование в качестве автомобильного топлива гидрата метана – молекулярного соединения метана с водой - помогло бы сократить выделение вредных газов в десятки раз.

По словам руководителя Национального союза организаций в области обращения с отходами производства и потребления Дмитрия Безлепкина, в Москве сейчас применяется целый ряд мер, призванных защитить город от транспортных выхлопов.

Иллюстрация: Ольга Денисова

Помимо строительства новых широких магистралей, это, например, ограничение движения крупных грузовых автомобилей в центре Москвы. Машины грузоподъемностью более тонны не могут проехать дальше ТТК с 6:00 до 22:00. А грузовики с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в эти часы не могут въезжать и на МКАД. Правительство Москвы в очередной раз пересмотрело постановление об ограничении движения грузового транспорта в столице год назад.

Промышленность

Другим крупным "производителем" вредных выбросов является промышленность.

Сейчас в Москве работает около 6 тысяч промышленных предприятий. По словам Александра Чумакова, 500 из них должны представлять ежегодный отчет о выбросах в атмосферу.

Самыми опасными с точки зрения выбросов в атмосферу являются предприятия металлургической и химической промышленности. Среди отходов металлургии - оксиды азота, аммиак, сероводород, хлор, фтор, а также соединения фосфата, ртути и мышьяка.

Также вредные вещества выделяют отопительные системы: тепловые электростанции и котельные установки. Они являются виновниками аэрозольного загрязнения, выбрасывая в атмосферу миллионы тонн пыли в год.

Строительство

На большинстве строек применяется кварц. При его обработке в атмосферу выделяется кварцевая пыль, опасная для здоровья человека.

Также при изготовлении и применении строительных материалов и смесей выделяется цементная и асбестовая пыль.

Дмитрий Безлепкин рассказал M24.ru о правилах, действующих в сфере строительства и направленных в том числе на борьбу со строительной пылью.

Так, согласно Строительным нормам и правилам (СНиП), действующим с 2005 года, строители должны поддерживать чистоту на стройплощадке и вокруг нее. В частности, на стройке должны работать устройства для мойки выезжающих оттуда машин.

С 2015 года правительство Москвы планирует унифицировать строительные ограждения. Эта мера должна в том числе ограничить распространение пыли со строек. Как ранее сообщало издание M24.ru, c 20 августа по 3 сентября в сервисе онлайн-референдумов "Активный гражданин" проходил опрос о стандартизации строительных заборов. По результатам опроса больше всего москвичей заботит высота ограждений на стройках. За ее стандартизацию высказались 14,52% участников опроса.

Более 50% москвичей обращают внимание на внешний вид ограждений строек

Голый грунт

Однако эксперты настаивают на том, что помимо разнообразных выхлопов и строительной пыли нужно обратить внимание на голый грунт. Осень – время, когда масштабы загрязнения столицы можно существенно уменьшить. Для этого нужно лишь оставлять опавшие листья на газонах.

"Убирая с газонов осенние листья, мы лишаем пищи микро- и макроорганизмы, которые и делают почву питательной средой," - отмечает Александр Чумаков. По его словам, открытый грунт вреден не только потому, что его крупицы загрязняют воздух сами по себе. Частицы почвы могут переносить оседающие на них вредные вещества: свинец, кадмий, мышьяк и особо ядовитые диоксины.

Иллюстрация: Ольга Денисова

От пыли дороги и тротуары спасают травяные газоны и лужайки. Чтобы дать траве возможность взойти весной, осенью нужно оставлять листья на газонах. Они формируют защитную прослойку для почвы, а зимой под снегом превращаются в питательный перегной. "Листья должны оставаться там, где упали, а упавшие на асфальт - оказываться на соседнем газоне," - пишет на своей странице в Facebook советник руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Юрий Аммосов.

По мнению Александра Чумакова, эксперты-экологи должны сформулировать четкий регламент по работе с газонами. Выкашивать всю траву и уничтожать опавшие листья не нужно ни в коем случае. "Простой пример: на стадионе "Динамо", который сейчас реконструируют, отгородили забором территорию под стройплощадку. На протяжении года никто не убирал там листья и не косил. За это время на участке появился настоящий зеленый луг. С другой стороны забора регулярно работали городские службы, и там осталась выжженная пустыня," - добавил Чумаков.

В целом

Как ранее писало издание m24.ru, в марте Москомархитектура разработала методы комплексного благоустройства города, направленные в том числе и на борьбу с грязью. Ведомство подготовило альбом типовых решений комплексного благоустройства, созданный с учетом мнений экологов. После одобрения московским правительством идеи, изложенные в альбоме, войдут в городской стандарт.

Елена Тимофеева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика