За минувший сентябрь в России было продано 148 371 легковой автомобиль – на 22 524 штуки (17,9%) больше, чем в этом же месяце прошлого года. Приведет ли оживление спроса к росту цен на машины?
Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин
За первые девять месяцев 2017 года в России продано 1 129 374 легковых и коммерческих автомобилей, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). "Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка, – отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – По сравнению с прошлым годом квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7%, и в абсолютных цифрах (410 тыс. автомобилей) достигли показателей того же квартала, зафиксированных два года назад".
АЕБ уверена, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз продаж на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения – до 1,58 млн автомобилей, это почти на 11% больше результата прошлого года.
Ощутимый рост продаж на российском автомобильном рынке наблюдается с конца прошлого года. Другое дело, что рост негармоничный и несбалансированный: на фоне уверенного роста продаж бюджетных моделей (KIA – 40% за год, Lada – 24%, Renault – 22%, Škoda – 20%) премиум- марки уходят в минус (продажи Mercedes-Benz снизились на 4%, Lexus – на 3%, Audi – на 22%). В плюсе пока держится только BMW (6% роста продаж за год). "Премиум-сегмент пребывает в стагнации, а бюджетный – уверенно растет", – констатирует эксперт "Авторевю" Сергей Знаемский.
Первая причина таких тенденций кроется в истории развития отечественного авторынка. Дело в том, что 2012-2013 годы у нас оказались рекордными по продажам бюджетных автомобилей. "Обычно люди меняют машину в среднем через три года, – отмечает Знаемский. – Но из-за кризиса этот срок растянулся, и обновление началось только в этом году".
Кроме того, в этом году произошло обновление главных бестселлеров нашего рынка – Solaris и Rio. "У этих моделей довольно лояльная аудитория, а благодаря обновлениям владельцы таких машин предпочитают менять их не на модель классом выше или ниже, а на новую модификацию той же модели", – объясняет Сергей Знаемский. Это, в частности, позволило KIA увеличить продажи на 27% с начала года.
Вазовские Granta и Vesta занимают второе и третье места в рейтинге самых продаваемых автомобилей, в сумме обеспечивая Lada лидерство по продажам (28 263 штуки против 18 797 у KIA). "Lada сейчас – один из лучших автомобилей по соотношению цена–качество, тем более что вышли новые удачные модели", – считает Знаемский.
Оживлению автопродаж способствует и то, что по заявлениям банков россияне наконец перешли от сберегательной модели поведения к потребительской: устав экономить, наши сограждане вновь наращивают покупательскую активность. Этот процесс активно подогревают и сами банки, регулярно объявляя о снижении ставок по кредитам.
Продолжает работать и господдержка автопрома. Например, с 1 июля по программе "Первый автомобиль" (если покупатель ранее не владел авто) или "Семейный автомобиль" (если в семье два и более несовершеннолетних ребенка) граждане могут рассчитывать на дополнительную субсидию – 10% от первого взноса. Однако по оценке аналитиков "Авторевю" с начала года с господдержкой продано только около 40 тыс. автомобилей.
Специалисты уверены, что в ближайшие месяцы продажи бюджетных автомобилей будут расти. По прогнозу группы Renault к 2022 году российский автомобильный рынок вырастет в 1,8 раза к уровню 2016 г.ода – до 2,5 млн штук. Компания собирается удвоить продажи автомобилей Lada до более чем 500 тыс. штук, заняв 20% всего отечественного рынка.
Свой оптимизм Renault оправдывает сохраняющимся отставанием уровня автомобилизации в России по сравнению с развитыми странами: у нас на 1000 человек приходится 288 автомобилей, а среднее значение по Европе – 498. Руководство Renault уверено, что по количеству автомобилей на душу населения Россия должна сравняться с европейским показателем.
Однако другие аналитики настроены более сдержанно. Специалисты PwC прогнозируют продажи в 2021 году на уровне 1,88 млн штук. Проект правительственной стратегии развития автопрома тоже предполагает более скромный рост рынка легковых машин – до 2,2 млн шт. к 2025 году.
Активный рост спроса на автомобили порождает опасения, что производители решат повысить цены. Однако аналитики "Авторевю" уверены, что как минимум до конца года этого не произойдет. "Нужно разделять цены производителей и цены дилеров, – объясняет Сергей Знаемский. – У каждого дилера к концу года накапливается сток, который необходимо продать. И даже если производители будут повышать цены, у дилеров все равно будут скидки, специальные предложения и другие акции. Такое происходит каждый год, что четко отражается в статистике продаж".