Снижение с 1 июля 2018 года нормы беспошлинного ввоза товаров для личных целей в пятьдесят раз – с сегодняшних 1000 евро до 20 евро – становится все реальнее.
Фото: ТАСС
Министр экономического развития России Максим Орешкин поддержал идею снижения порога беспошлинного ввоза интернет-товаров в Россию. "Важно понимать, что условия для производителей в России и других странах должны быть, конечно, одинаковые для того, чтобы была справедливая конкуренция. Разница налогообложения искажает эту историю", – заявил он журналистам.
Орешкин обратил внимание на то, что в других странах "все зарегулировано и все облагается серьезно налогами". "Поэтому я здесь полностью поддерживаю историю, связанную с выравниванием условий налогообложения", – сказал глава МЭР.
Снижение с 1 июля 2018 года нормы беспошлинного ввоза товаров для личных целей в пятьдесят раз – с сегодняшних 1000 евро до 20 евро – предусмотрено проектом федерального бюджета на 2018-2020 годы. При этом если сейчас порог стоимости установлен для человека, то новый, в 20 евро, будет применяться к стоимости посылки. Проект закона одобрен правительством и направлен в Госдуму, которая планирует принять документ в первом чтении 27 октября.
Как следует из проекта федерального бюджета, норма вступит в действие с 1 июля 2018 года. По расчетам правительства это может принести бюджету до 30 млрд рублей дополнительных доходов уже в 2018 году, а в 2019 году – 60 млрд рублей. Для сравнения: в текущем году пошлины на сверхнормативный ввоз товаров дадут бюджету в сорок раз меньше – около 1,6 млрд рублей.
Выгодно радикальное снижение нормы беспошлинного ввоза и для российских интернет-магазинов. Впрочем, президент российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров не считает планируемое снижение радикальным. "Оно было бы таким, если бы лимит стал нулевым, как в Европе, – заявил он в комментарии "Коммерсанту". – Но 20 евро – это вариант, при котором большинство посылок будет все равно проходить беспошлинно, потому что даже после всех курсовых передряг средняя стоимость посылки с AliExpress составляет около 700 рублей. Новая норма означает сумму более 1,3 тыс. рублей, а это означает, что не менее 60% посылок будет проходить под порогом".
Отметим, что АКИТ, объединяющая двадцать крупнейших отечественных интернет-магазинов, является главным лоббистом ограничения доступа россиян к зарубежным интернет-магазинам. Тот же Федоров в одном из интервью прямо заявил, что, покупая товары на Aliexpress, россияне "по сути, совершают кражу" у компаний – членов АКИТ. И требовал обложения пошлинами вообще всех товарных посылок независимо от из стоимости. "Я считаю, что за любые посылки нужно брать налоги, потому что иначе они подрывают экономическую мощь Российской Федерации, – заявлял он в прошлогоднем интервью "Секрету фирмы". – Нужно думать не о пороге, а о пошлине, и пошлина должна быть в районе пяти долларов. Столько нужно взимать с логистов за ввоз любой посылки независимо от ее стоимости".
За последние три года АКИТ инициировала немало инициатив, осложняющих жизнь клиентам зарубежных интернет-площадок. Например, вскрытие 5% зарубежных посылок на почте, чтобы искать в них "контрафакт". Эту инициативу не поддержала таможенная служба, резонно посчитав, что "углубленный досмотр потребует дополнительных затрат и увеличит сроки оформления".
АКИТ также постоянно выступает за повышение пошлины на ввоз импортной электроники. Еще одна любимая идея членов ассоциации – заставить зарубежные интернет-площадки платить российский НДС. В июле Владимир Путин поручил нескольким ведомствам разработать соответствующие изменения в законодательстве. Пока законопроекты готовятся, АКИТ выступила с предложением блокировать сайты иностранных онлайн-магазинов, которые не захотят платить российский НДС.
А 22 сентября президент АКИТ Федоров выступил с апокалиптическим прогнозом, что в 2020 году российский рынок интернет-торговли в сегменте небольшой электроники, одежды и обуви может прекратить свое существование. Причинами катастрофы названы рост китайских площадок и – неожиданно – эффективную работу "Почты России". По заверениям АКИТ, единственное, что может спасти отечественные интернет-магазины, – это введение налогов для иностранных интернет-магазинов и пошлин на товарные посылки из-за рубежа.
Понятно, что при реализации идей АКИТ пострадают в первую очередь российские-граждане – клиенты зарубежных онлайн-магазинов. При новом пороге беспошлинного ввоза под обложение попадает вся номенклатура товаров высокого качества – от одежды до электроники. "Цены в ритейле, как у онлайн, так и офлайн, могут значительно вырасти без добавления ценности потребителю, – предупреждает глава eBay в России Илья Кретов. – У иностранных продавцов будет выбор: поднимать цены на выше, чем на 15%, чтобы компенсировать размер дополнительного налога и связанные с этим операционные издержки, или закрыть Россию для продаж. Во втором случае, получив монополию на тот или иной товар внутри страны из-за ухода иностранных конкурентов, российский ритейл (и не только онлайн) сможет еще больше поднять цену".
Налоговый контроль может потребовать вскрытия всех посылок на почте, что потребует дополнительных расходов, которые будут включаться в стоимость посылки. Время таможенного оформления тоже резко увеличится, о чем уже предупреждали таможенники.
Кроме того, существенно сократится ассортимент товаров, поставляемых в нашу страну, – иностранные продавцы просто могут решить, что работать с Россией им невыгодно. Тем более что российский рынок интернет-продаж занимает лишь 0,7% от мирового, и ломать систему ради этих долей процента мало кто готов.
А вот вопрос о том, кто выиграет от новых правил, гораздо сложнее. Очень сомнительно, что бюджет получит те деньги, на которые рассчитывает Минфин. Во-первых, как показывает зарубежный опыт, налоговое администрирование трансграничной торговли требует больше расходов, чем удается собрать пошлин . Во всяком случае еще ни одному государству, пытающемуся облагать пошлинами частные покупки в зарубежных онлайн-магазинах, не удалось выйти в плюс.
Онлайн-ритейлер eBay и британская аудиторско-консалтинговая компания EY подсчитали, что после введения НДС для иностранных интернет-магазинов бюджет России будет терять до 34,6 млрд рублей в год. Авторы исследования взяли статистику за 2016 год, когда иностранные магазины отправили в Россию 233 млн посылок со средней стоимостью 1295 рублей. И подсчитали, во сколько обошлось бы администрирование НДС для этого числа отправлений. По оценкам аналитиков, расходы на администрирование составили бы 77,8-88,9 млрд рублей, а поступления в бюджет от НДС – лишь 54,3 млрд рублей.
Кроме того, неизбежны проблемы с нашими зарубежными партнерами. Дело в том, что в прошлом году страны Евразийского экономического союза договорились снизить лимит беспошлинной торговли в 2018 году до 500 евро, а в 2019-м – до 200 евро. Одностороннее снижение Россией лимита до 20 евро уже с 1 июля 2018 года вряд ли будет воспринято с восторгом.
Что же касается АКИТ, то выгоды ее участников еще более туманны. Во-первых, даже после снижения беспошлинного лимита покупать товары в иностранных магазинах все равно будет выгоднее, чем в российских. И сейчас множество покупок превышает лимит в 1000 евро, так что россиянам приходится платить пошлину в 30% от суммы превышения лимита. Это очень ощутимо для покупателя, но все равно ниже уровня наценки в отечественных магазинах.
Во-вторых, надежды АКИТ на то, что новые ограничения отпугнут зарубежные интернет-магазины от российского рынка, полностью провалились. В октябре в России начинает работу китайская интернет-площадка Tmall – один из лидеров онлайн-торговли в Китае и обладатель 14-го места в списке самых популярных интернет-ресурсов в мире.
Теперь китайцы смогут не только продавать в России дешевые товары, но и занять нишу среднего и более высоких ценовых сегментов, включая люксовые направления.
Достаточно отметить, что три четверти потребительских брендов из рейтинга самых дорогих брендов по версии журнала Forbes сотрудничают с Tmall. Основной рост показателей площадки обеспечивают продажи товаров из категорий «одежда» и «бытовая техника» – то есть те, которые станет невыгодно покупать на зарубежных площадках из-за снижения беспошлинного лимита.
Tmall будет находиться в российской юрисдикции и продавать товары крупных производителей с российского склада. То есть на него новые ограничения распространяться не будут. Так что теперь членам АКИТ придется доказывать, что они способны конкурировать с зарубежными коллегами в едином правовом поле. Посмотрим, как это у них получится.