Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
Экономический обозреватель m24.ru Константин Цыганков – о том, как последние договоренности нефтедобывающих стран повлияют на курсы валют.
Представители России и Саудовской Аравии, крупнейших производителей нефти в мире, во вторник, 16 февраля 2016 года, в Дохе, Катар, приняли историческое решение заморозить добычу черного золота на уровне 11 января. Чуть позже эту инициативу поддержали Венесуэла и Катар. Звучит, конечно, грозно, и уже все мировые СМИ успели эту новость раструбить, разжевать и обкатать, но никто так и не смог ответить на самый простой вопрос, который волнует любого русского Васю: "А мне-то что?" Попробую ответить.
Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия сейчас первая в мире страна по объему добычи нефти – 10,9 миллиона баррелей в сутки, что является рекордом после распада СССР. Саудовская Аравия идет на втором месте, добывая в среднем 10,2 миллиона баррелей в сутки, а на третьем месте с объемом добычи в 9,4 миллиона баррелей в сутки следуют США. Вклад Венесуэлы и Катара довольно скромен – 2,4 миллиона баррелей в сутки и 680 тысяч баррелей в сутки соответственно. Всего же в мире в сутки добывается порядка 96,5 миллиона баррелей.
Вопрос: а сколько нефти ежедневно потребляется? Ответ: согласно данным МЭА, суточный спрос на нефть в январе 2016 года составлял 94,5 миллиона баррелей. Получается, что предложение превышает спрос на два миллиона баррелей. Что делать с избытком? Правильно – отправить на хранение! Объем коммерческих запасов нефти в мире (имеется в виду уже добытая нефть в танкерах и хранилищах) оценивается в рекордные три миллиарда баррелей. Собственно, это, по мнению многих экспертов, и есть главная причина падения цен на нефть: когда количество товара превышает количество покупателей, единственная возможность товар продать – снизить на него цену. Но к этой теме мы вернемся позже, а пока подведем итоги: нефти в мире добывается больше, чем нужно, и хранилища переполнены.
Ближе к лету в США стартует так называемый автомобильный сезон – миллионы американцев начинают гораздо чаще ездить на барбекю, за город, в другие штаты. При увеличении дальности поездки растет и расход бензина, следовательно, объем потребления нефти также начинает увеличиваться. Согласно прогнозам МЭА, в третьем-четвертом квартале 2016 года спрос на нефть вырастет минимум до 96,5 миллиона баррелей в сутки и сравняется с текущим объемом добычи. Получается, что спрос и предложение достигнут баланса. По идее, это должно привести к росту цены на нефть до отметок 45-50 долларов за баррель, которые по никому не известной причине все и считают пресловутой равновесной ценой. А как мы знаем, чем дороже нефть – тем лучше для рубля. Для нас 45-50 долларов за бочку жидких углеводородов – это примерно 65-70 рублей за доллар. Лучше чем 80, правда?
Фото: m24.ru / Александр Авилов
Однако в этой утопичной картине есть один нюанс – все это может сработать при условии, если остальные участники рынка не станут наращивать добычу нефти. Речь в первую очередь идет о США и Иране. Да и Саудовской Аравии не чуждо пресловутое восточное коварство. Ситуация "на тоненького". Если никто никого не обманет и участники соглашения не станут увеличивать объем добычи, если автомобильный сезон в США будет успешным, если другие страны не захотят увеличить свою долю на рынке… Вам не кажется, что очень много "если"?
И да, самый главный момент – вопрос цены, к которому я обещал вернуться. Что произошло с ценой нефти сразу после того, как в новостных лентах появилось сообщение о заморозке добычи? Она упала на три доллара. Рынок, может, и ожидал, что нефтяники примут суровое мужское решение и снизят добычу, но был сильно разочарован – негативную оценку решению в Дохе дало множество уважаемых и авторитетных аналитиков (в том числе и те, которых еще слушают). Если вы думаете, что именно баланс спроса и предложения на рынке определяет движение цен на нефть, вы ошибаетесь. Нефтью на бирже сегодня заправляют "псы войны" – голодные до денег спекулянты, которые не приемлют полумер и продолжают миллиардами долларов давить нефтяной ценник к 30 долларам за баррель. И чтобы их переубедить, нужно что-то посерьезней заморозки.
Так что, думаю я, максимальный потенциал для нефти сегодня – 40 долларов за баррель. Дойдет ли туда нефть? Скорее всего, да, ближе к лету. Сможет ли она там закрепиться? Думаю, нет. Будет ли доллар тогда летом стоить хотя бы 70 рублей? Это возможно. А может быть, что-то этакое произойдет, нефть снова взлетит к 100 долларам и все снова станет хорошо? Нет, ребята, не в этот раз…
P. S. В среду, 17 февраля, в СМИ появились сообщения о том, что Иран поддержал инициативу России и Саудовской Аравии заморозить добычу, и нефть как по мановению волшебной палочки развернулась – ценник на сорт Brent снова достиг отметки 35 долларов за баррель. Правда, чуть позже стало известно, что Иран не считает логичным замораживать собственную добычу для того, чтобы удержать цены на нефть от падения, намекая, что как только спрос на черное золото начнет расти, он может и передумать.