Продавцы одежды и обуви предупредили о риске подорожания этих товаров в России. По их прогнозам, изменение ценников может произойти уже осенью. Выясняем, стоит ли ожидать взрывного роста стоимости вещей.
Кусачие цены
Президент розничной сети Baon Илья Ярошенко заявил, что коллекции нового сезона могут вырасти в цене на 10–15%. Владелец компании "Глория Джинс" Владимир Мельников спрогнозировал подорожание одежды на 18–20% уже в начале 2022 года. Схожие оценки дает и основатель сети обувных салонов Zenden Group Андрей Павлов.
Сами ретейлеры объясняют рост цен увеличением расходов на сырье и перевозки. По словам Ярошенко, если в прошлом году доставка контейнера из Азии стоила 3 тысячи долларов, то в этом она может доходить до 10 тысяч долларов. Павлов, в свою очередь, оценил подорожание транспортировки продукции в 5–6 раз.
Что касается сырья, то хлопок с начала года подорожал на 35%, приводит цифры Мельников. Наблюдается и увеличение цен на материалы, в которых задействованы нефтепродукты, говорит он.
Среди других причин подорожания товаров Павлов называет ослабление рубля и рост инвестиций в открытие магазинов. Последнее связано с повышением стоимости строительных материалов, заявил бизнесмен.
По оценкам экспертов, сегодня ситуация со стройматериалами действительно непростая. Ранее из данных Росстата стало известно, что рост цен на некоторые изделия в этой категории составил десятки процентов. Среди лидеров подорожания – материалы из древесины и металла.
В июле Федеральная антимонопольная служба решила проверить рынки стройматериалов и крупные строительные организации страны. Для лучшего контроля цен ведомство проводит регулярный мониторинг таких предприятий.
Росту быть?
В Минпромторге РФ отреагировали на прогнозы ретейлеров. В ведомстве подчеркнули, что стоимость одежды и обуви в 2021 году не превысит средний ежегодный показатель.
"При этом увеличение цен, которое происходит в первый месяц сезона, в дальнейшем значительно нивелируется скидками и распродажами", – сообщили в пресс-службе министерства.
По данным ведомства, существенного роста цен отечественные производители одежды и обуви не предполагают.
В министерстве признали, что рост цен на одежду и обувь в этом году связан с увеличением стоимости перевозки из Китая и стоимости сырья для производства одежды на мировых рынках. Минпромторг постоянно мониторит ситуацию и отслеживает факторы риска, заключили в ведомстве.
Глава Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов в беседе с Москвой 24 заявил, что ситуация с подорожанием одежды и обуви не преувеличена и наблюдается уже сейчас.
"Опять же, никто не отменял онлайн-торговлю. Каждый потребитель может самостоятельно заказать товар, используя западные и китайские маркетплейсы", – добавил Карпов.
Эксперт отметил, что после смены сезона цена на новую коллекцию теоретически может упасть в 2–3 раза. Сами компании заинтересованы в том, чтобы избавляться от стоков, поэтому готовы снижать стоимость залежавшихся товаров, говорит эксперт.
Даже если бы все производства одежды и обуви находились в России, подорожание все равно может возникнуть из-за стоимости сырья, и это связано с тем, что зачастую оно закупается из-за границы, отметил Карпов.
Взрывной рост цен, который наблюдается в некоторых категориях товаров, с одеждой и обувью вряд ли случится, считает глава РАЭРР.
"Ретейл в принципе не заинтересован ни в каком взрывном росте цен. При низком спросе и отсутствии роста зарплат у населения говорить об этом неправильно. Ретейл зарабатывает на обороте. Чем больше продал, тем меньше можно ставить наценку и за счет этого быстрее реализовывать свой товар", – объясняет глава РАЭРР.
Эксперт отметил, что конкуренция среди продавцов одежды и обуви крайне высока. Благодаря этому изменение цен на их товары, по сути, является минимальным из возможных в сложившейся ситуации, резюмировал Карпов.