Сбербанк России планирует в 2018 году ввести систему оценки кредитоспособности заемщиков по психометрическим моделям, составленным на основе поведения человека в соцсетях. Кто сможет пройти "проверку на лайки", а кто останется без денег.
Фото: ТАСС/Сергей Коньков
Об этом сообщил старший вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин на заседании Совета по развитию цифровой экономики. Он отметил, что банк намерен использовать "все следы, все источники, чтобы стало понятно, что это за человек".
Если банкирам не понравится, например, какие лайки ставит потенциальный заемщик, ему будет отказано в кредите. В первую очередь к числу потенциальных отказников будут отнесены поклонники уголовной культуры. "Если человек лайкает тюремные четки и "Владимирский централ", то навряд ли ему надо сразу одобрять кредит", – отметил Александр Ведяхин.
Он также уточнил, что психометрический скоринг будет проводиться на основе алгоритма, разработанного ученым из Стэнфорда Михаилом Косински. "Мы посмотрели, что он делал и поняли, что математического аппарата достаточно для использования этих наработок", – пояснил старший вице-президент Сбербанка.
Как это работает
Михаил Косински считается основным разработчиком технологии сбора психометрических данных через социальные сети. Во время работы в Кембриджском психометрическом центре в 2008 году он вместе с аспирантом Кэмбриджа Дэвидом Стиллуэллом начал заниматься разработкой facebook-приложения My Personality, которое, по сути, было психологическим тестом "какой у тебя характер". Пользователь заполнял опросник, а приложение выдавало его психологический портрет. При этом программа использовала не только ответы на вопросы, но и лайки, поставленные в Facebook.
Приложение стало очень популярным, и скоро в распоряжении Стиллуэлла и Косински оказались результаты психометрических опросов и facebook-профили нескольких миллионов пользователей. Проанализировав этот массив данных, ученые выявили ряд закономерностей, ученые смогли выявить взаимосвязь между нашим поведением в соцсетях и личными особенностями.
Например, выяснилось, что экстравертам нравится Леди Гага и чирлидинг, а интравертам – аниме и Вольтер. Мужчина, ставящий лайк странице бренда M.A.C, с высокой вероятностью является гомосексуалистом, а лайкнувший страницу о Брюсе Ли, скорее всего, гетеросексуален. Люди, склонные к конкуренции, активнее лайкают Сунь Цзы и страницу "Я всех ненавижу", а тем, кто склонен к спонтанности, нравятся страницы о серийных убийцах. Кроме того, выяснилось, что женщины, люди старшего возраста и пользователи без высшего образования ставят лайки чаще, чем другие категории юзеров.
На основании выявленных закономерностей Косински разработал специальный алгоритм, который способен составить психологический портрет любого человека исходя из того, какие посты он лайкает в Facebook. По утверждениям разработчика, по 10 лайкам в Facebook алгоритм может узнать о пользователе больше, чем знают его коллеги по работе, по 70 лайкам – больше, чем друзья, по 150 – больше, чем родители, а по 300 – больше, чем муж или жена.
В частности, исследователям удалось доказать, что на базе 68 лайков можно определить цвет кожи пользователя с точностью 95%, сексуальную ориентацию с точностью 88% и то, голосует ли он за республиканцев или демократов, с точностью 85%.
Также Косински и его команда научились по лайкам определять, к какой религии принадлежит пользователь, курит ли он, употребляет ли алкоголь или наркотики и даже является ли женщина беременной. А магистрантка университета ИТМО в Санкт-Петербурге Ксения Бурая и ее коллеги из национального университета Сингапура на базе исследования Косински разработали специальный алгоритм, который может предсказать семейное положение пользователя с точностью до 86%. Особенность этого алгоритма в том, что он использует данные сразу трех социальных сетей – Twitter, Instagram и Foursquare.
Для тех, кто хочет проверить алгоритм в действии, Косински с сотрудниками разместили в интернете приложение Apply Magic Souce, которое позволяет любому человеку получить психологический портрет, составленный на основе его активности в соцсетях. Для этого надо лишь зайти на страницу приложения, выбрать тест своего профиля в Facebook и согласиться предоставить доступ к истории лайков в социальной сети.
Просто, но эффективно
Ваше поведение в соцсетях может не только осложнить получение кредита, но и стоить вам карьеры. И речь идет не только о нашумевших случаях увольнения с работы за неудачные селфи или комментарии.
Как выяснил исследовательский центр портала Suprjob, каждая третья российская компания уже использует соцсети как инструмент проверки сведений о кандидатах при найме на работу. И это число постоянно растет.
Большинство работодателей (37%), проверяющих соцсети кандидатов, применяет этот метод ко всем соискателям. 21% компаний проверяет в соцсетях управленцев высшего звена. Специалисты по продажам (менеджерам, супервайзерам, продавцам, кассирам) удостаиваются такой проверки в 16% организаций.
Офисный персонал проверяют в социальных сетях 8% работодателей, клиентских менеджеров и специалистов, связанных с материальной ответственностью, – по 5%. Для секретарей и начальников отделов подобная проверка принята в 3% компаний.
23% компаний заявили, что проверяют по соцсетям кандидатов на другие должности, среди них PR-менеджеры, SEO-оптимизаторы, маркетологи, операторы call-центров и "1С", банковские операционисты.
Граждане тоже начинают осознавать, что их публикации в соцсетях могут отразиться на результатах собеседования при приеме на работу. 68% россиян, чьи страницы открыты для посещений потенциальных работодателей, знают, что проверка кандидатов в соцсетях сегодня является обычной практикой. Впрочем, отношение к этому практике неоднозначное: кто-то поддерживает и считает, что работодатель имеет на это право ("Был бы работодателем – делал бы это обязательно"), другие же называют такие проверки вмешательством в личную жизнь ("Я этого не одобряю. Практически это личная жизнь").
32% соискателей уверены, что кандидату, находящемуся в поиске работы, необходимо редактировать свои профили в соцсетях. Однако на практике свои аккаунты редактируют лишь 12% россиян, находящихся в процессе поиска работы.
Молодежь и респонденты с невысоким доходом осведомлены о возможных проверках меньше (60% и 63%) и подвергают свои профили "чистке" реже всех (9% и 10%). Зато респонденты старшего возраста ведут себя в соцсетях более сдержанно и осторожно. Вероятно, в силу жизненного и профессионального опыта, они чаще всех (47%) считают, что человеку, находящемуся в поиске работы, следует редактировать свои профили в соцсетях, и делают это (18%).
Специалисты настоятельно советуют всем, кто ищет работу, критически взглянуть на свой аккаунт и навести в личном интернет-пространстве порядок и чистоту, обратив особое внимание на следующие пункты.
Имя.. Обратите внимание на имя вашего аккаунта: не содержит ли ненормативную лексику или другие элементы, которые оттолкнут ваших будущих бизнес-партнеров или начальство.
Фото. Удалите слишком личные фотографии или ограничьте к ним доступ. Не забудьте заглянуть в раздел "Фото со мной". Друзья без вашего ведома могут отметить вас на фото, которые способны вас скомпрометировать.
Комментарии. Навредить вашей репутации способны также комментарии или реплики, оставленные невоздержанными на язык «друзьями» под фотографиями или на "Стене". Удаляйте их без сожаления! Вы у себя дома, незваных гостей выдворяйте сразу.
Интересы. Социальные группы, любимые книги и телепередачи – очень хорошо, если что-то из перечисленного в разделе "Мои интересы" имеет отношение к вашей профессиональной деятельности. Если нет – еще не поздно такие ссылки добавить.
Достижения. Дипломы, фотографии с курсов повышения квалификации, "чекин" на конференциях и профессиональных мероприятиях – все это подтверждает уровень вашей квалификации и добавляют вам вес в глазах рекрутера.
Коллеги. Если на вашей личной странице в соцсети есть фотографии с коллегами в непринужденной обстановке, такие записи идут вам только в плюс. Значит, вы человек открытый и общительный, а у коллег вызываете положительные эмоции.