Новости

Новости

24 октября 2016, 17:17

Культура

10 неизвестных: от Парижа до Алжира с Альбером Марке

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Марке Альбер "Контражур. Алжир", 1924

По случаю 140-летия со дня рождения Альбера Марке ГМИИ им. А.С.Пушкина представляет ретроспективу работ французского художника. Помимо картин Марке в экспозицию включено 20 живописных полотен его друзей-единомышленников и современников. Выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX продлится до 8 января 2017 года.

Марке Альбер "Сена"

Марке Альбер "Сена"

Как вы представляете себе Париж, если никогда не бывали там? Бульвары и Нотр-Дам с полотен Моне? Или кафе, где художественная богема обсуждает новые картины за бокалом французского вина, как у Мане или Ван Гога? Париж Альбера Марке был ничуть не менее атмосферным. В ранних работах, конечно, влияние импрессионизма и, в частности, именно Моне, очень заметно: такой вид Сены вполне мог бы принадлежать кисти художника старшего поколения. Но Марке не остановился на экспериментах со светотенью и атмосферными эффектами. Он создал свой портрет города с серебристо-серым свечением влажных мостовых, туманными улицами и мутно-зеленоватой водой в реке. "Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками", – учил художника Гюстав Моро, и Марке сохранил этот совет в каждой картине.

Марке Альбер "Фрукты, нож и салфетка", 1898

Марке Альбер "Фрукты, нож и салфетка", 1898

Дружба с художниками-фовистами, с Андре Дереном и Анри Матиссом, также оказала сильное влияние на живописную манеру художника. Матисс называл композицию "умением декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства". Этот принцип лежал в основе его натюрмортов. На рубеже веков Марке был близок к фовистическим экспериментам с цветом и фактурой, что нашло отражение в композиции "Фрукты, нож и салфетка": изображение кажется почти плоским, а предметы превращаются в "аппликации" на пестром орнаментальном фоне.

Марке Альбер "Пляж в Сент-Андрессе", 1906

Марке Альбер "Пляж в Сент-Андрессе", 1906

Сегодня картины Марке стоят намного дешевле работ того же Матисса, хотя ничуть не уступают им по качеству живописи. Только четыре произведения художника было продано более, чем за один миллион долларов, а картина "Пляж в Сент-Андрессе" оказалась самой дорогой из них. В 2008 году полотно было продано за 2,4 миллиона долларов на аукционе Sotheby's. По сути оно является одной из первых независимых в художественном отношении работ Марке, где становятся видны все характерные приемы мастера, и чувствуется его узнаваемый авторский почерк.

Марке Альбер "Порт в Марселе", 1904

Марке Альбер "Порт в Марселе", 1904

Еще одна важная работа Марке, относящаяся к этому же времени "Порт в Марселе". Она еще немного по-фовистски крикливая, яркая и декоративная, но тем не менее здесь на первый план выходит изображение лодок, которые Марке будет изображать в огромном количестве. Они становятся главным художественным мотивом, ради которого мастер нарушает все законы пропорций и перспективы: лошади с телегами на переднем плане выглядят игрушечными на фоне этих гигантских судов.

Еще одна важная особенность – черный контур, обегающий все предметы и формы. Его Марке также позаимствовал у фовистов.

Марке Альбер "Лодки в Коллиуре в пасмурный день", 1912

Марке Альбер "Лодки в Коллиуре в пасмурный день", 1912

В 1911 году Марке путешествует с Матиссом в Алжир. Эта поездка изменила отношение художника к пейзажу и цвету в живописи. К этому времени у него появляется несколько цветовых гамм – своя для каждого города. Алжир ассоциируется у Марке с белым, Париж – с серебристо-серым, а морское побережье юга Франции – с песочным и бирюзовым. Через эти гаммы художник каждый раз передает настроение места.

Марке Альбер "Порт в Онфлере", 1911

Марке Альбер "Порт в Онфлере", 1911

Все больше и больше внимания Марке отдает цветовым плоскостям. Художник обобщает формы, превращая фигуры людей в черные силуэты. Он говорил: "Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу". Скорость работы мастера зависела от степени проработки деталей. Каждый раз он пытался найти баланс между тем, что, а главное – как видит форму человеческий глаз, и тем, как предметы выглядят в реальной жизни, но никогда не отдавал предпочтения фотографической точности изображения.

Марке Альбер "Дождливый день. Нотр-Дам де Пари", 1910

Марке Альбер "Дождливый день. Нотр-Дам де Пари", 1910

Многочисленные изображения одних и тех же мест Парижа Марке не связывал в циклы, как это делал, скажем Моне, у него не было идеи воплотить в живописи атмосферные эффекты разного времени суток. Дело в том, что художник часто писал городские пейзажи с натуры, глядя на них прямо из окна своей мастерской. Поэтому вид Сены с Нотр-Дамом встречается у Марке огромное количество раз, и при том – запечатленный в разное время года.

Марке Альбер "Собор Парижской богоматери зимой"

Марке Альбер "Собор Парижской богоматери зимой"

Как и многие современники, Марке изучал выразительные особенности монохромной живописи. Отличный тому пример – "Собор Парижской богоматери зимой". Этот вид Сены всегда изображен чуть сверху, потому что мастерская художника, откуда он глядел на Париж, находилась на третьем этаже.

Марке Альбер "Обнаженная на голубом фоне", 1913

Марке Альбер "Обнаженная на голубом фоне", 1913

Но алжирские "краски Востока" и общение с Матиссом не прошло бесследно: в середине 1910-х яркие декоративные орнаменты вновь появляются в творчестве Марке. На этот раз в сопровождении обнаженной натуры. Марке натуралистично изображает женскую фигуру, но вырывает ее из реального пространства, заменив его на абстрактный фон с цветочными узорами. Благодаря этому автору удается сконцентрировать внимание зрителя на женском образе.

Марке Альбер "Блондинка"

Марке Альбер "Блондинка"

Если до 1860-х годов изображение обнаженной женской натуры было уместно только в античных сюжетах или в образах богинь, то после скандальных "Завтраков на траве" и "Олимпии" Мане голые женщины стали "героинями" повседневности. Марке, убрав социальный контекст и реальное окружение, вернул обнаженной натуре высший символический смысл.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика