Фото: ИТАР-ТАСС
Во всех подразделениях управления ГИБДД по Москве установят камеры видеонаблюдения, которые будут следить за тем, как работает система электронной очереди для водителей, рассказал M24.ru источник в мэрии. Это позволит контролировать полицейских и выявлять мошенников, полагают эксперты. Все данные о посетителях будут поступать на служебные планшеты гаишников.
Два месяца назад в 14 крупнейших подразделениях Госавтоинспекции появились электронные очереди, которые призваны сократить среднее время получения услуги до 1-2 часов. Теперь систему планируется внедрить в других, более мелких подразделениях, пояснили в мэрии. На установку оборудования - табло, терминалы, планшеты для сотрудников, занимающихся регистрацией авто, могут потратить около 50 млн рублей. При этом во всех помещениях, где посетители записываются и стоят в электронной очереди, будут установлены камеры видеонаблюдения. Система электронной очереди позволяет москвичу, желающему сдать экзамены на права, поставить или снять с учета автомобиль, получить или заменить номерные знаки, записаться заранее. Это можно сделать на портале госуслуг или в терминале, расположенном в подразделении ГИБДД. В свою очередь, инспектор на площадке для сдачи экзамена или осмотра автомобиля должен иметь при себе планшет, на который передается информация о посетителях и времени их прибытия.
Генеральный директор компании "АйТи. Ведомственные системы", которая занималась внедрением первых систем электронной очереди в столичной Госавтоинспекции, Вадим Деянышев пояснил, что камеры видеонаблюдения нужны для контроля за работой гаишников.
"Когда два года назад в УГИБДД появилась первая система электронной очереди, она "сломалась" через 12 часов. В подразделении поставили камеры, и выяснилось, что за 20 минут до начала работы сотрудники запускали "своих" людей, которые занимали все места, забирали все талоны. В результате обычным посетителям приходилось сидеть в живой очереди", - говорит Деянышев.
В итоге руководство столичного ГИБДД решило контролировать своих сотрудников, поставив камеры в помещениях, где водители записываются в электронную очередь, получают и сдают документы. В 14 "пилотных" отделах камеры уже поставили. "Картинка" транслируется сотрудникам управления, которые следят за процессом работы "на местах", загруженностью подразделений. Записи хранятся в специальном архиве. Если автомобилист подаст жалобу о том, что его не обслужили, можно будет посмотреть, брал ли он талон, насколько корректно вели себя с ним сотрудники ГИБДД.
"На записи можно увидеть, сколько "окошек" принимало людей, работал ли в зале специальный консультант", - добавил Деянышев.
По данным Деянышева, в этом году оборудовать системами электронной очереди и видеонаблюдения должны все подразделения столичного ГИБДД. В самом управлении затруднились оперативно подтвердить эту информацию.
Председатель Московского областного комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров надеется, что система видеонаблюдения поможет проследить, не принимают ли документы в обход очереди "с черного хода". "Случалось так, что сотрудники ГИБДД отлучались со своих рабочих мест, обслуживали "своих" людей, и в результате, хотя к "окошку" подходило 10 человек, по факту очередь была в два раза длиннее. С помощью записей с камер можно сравнить, сколько человек было в очереди и сколько документов принято", - рассуждает эксперт.
Экс-глава ГИБДД России сенатор Владимир Федоров добавил, что, помимо контроля за работой полицейских, камеры видеонаблюдения позволят обнаружить мошенников. "Если смотреть записи регулярно, можно также выловить "жучков" - граждан, которые под предлогом хороших связей с сотрудниками полиции пытаются соблазнить людей на покупку прав и так далее", - добавил Федоров.
Напомним также, что до конца года 1 тысяча инспекторов ДПС в Москве получат планшеты с мобильными термопринтерами для оформления протоколов. Оставшиеся 2,5 тыс. сотрудников дорожной полиции получат гаджеты к середине 2014 года. С помощью планшетов они смогут оперативно "пробивать" машины по розыскным базам. Кроме того, ГИБДД планирует оснастить камерами экзаменационные площадки и автомобили.
София Сарджвеладзе