Сандро Миллер "Зеленая Мэрилин"
Чикагский фотограф Сандро Миллер представил в московской галерее братьев Люмьер проект "Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии". Вдохновленный легендарными снимками Дианы Арбус, Ричарда Аведона, Ирвинга Пенна, Доротеи Ланж, Берта Стерна и Анни Лейбовиц, Миллер представил своего друга выдающегося американского актера Джона Малковича в самых разных образах и в очередной раз доказал всем, что Малкович может сыграть кого угодно. Мы поговорили с фотографом о работе с голливудским актером и о том, что значит победить рак.
– Вы в первый раз оказались в Москве?
– Да, и для меня огромное удовольствие оказаться в этом большом, открытом городе. Как вы знаете, президенты наших стран не встречались друг с другом достаточно давно. И каждый раз, когда мы, иностранцы, приезжаем сюда, к вам, мы убеждаемся, что люди здесь точно такие же, как и мы. Вы хотите тех же простых вещей, что и мы – любви, свободы и безопасности. Порой мы забываем об этом, а надо помнить.
– Да, многие музыканты, фотографы и художники, с кем я имею удовольствие делать интервью, говорят об этом.
– Москва вообще очень красивый город. Сегодня я был в удивительном парке скульптур "Музеон". Я был словно маленький мальчик на детской площадке.
– Вы сами занимались скульптурой?
– Нет, к сожалению. Я вырос в очень бедной семье. Меня воспитывала мама, а отец умер, когда я был совсем маленьким, поэтому я получил ограниченное образование. И все мои знания об искусстве – это результат моих собственных исследований, книг, которые я прочел уже будучи взрослым, музеев и галерей, которые я посетил. Так искусство стало моей настоящей страстью.
Фото предоставлено пресс-службой
– Какой период в искусстве вы любите больше всего?
– Наверное, я бы сказал, что я высоко ценю все периоды и эпохи. Ренессанс, дадаизм, современное искусство – это настоящие источники вдохновения в работе.
– Как вы начали работать с Джоном Малковичем?
– Я познакомился с Джоном 20 лет назад. Мне позвонили из одного чикагского театра и предложили поснимать Джона Малковича, если у меня найдется свободное время. Разумеется, я моментально согласился. И когда мы встретились, в день съемки произошла химическая реакция. Мы оба почувствовали нечто особенное, какое-то глубокое уважение друг к другу, к тому искусству, которым занимался каждый из нас. И когда он покинул студию в тот день, я знал, что видимся не в последний раз.
Сандро Миллер/
– Что самое важное для вас в Малковиче-актере и Малковиче-человеке?
– Джон – абсолютный гений. Настоящий интеллектуал. Его главные качества – честность и великодушие. Он никогда не говорил мне, что я должен делать и никогда не просил сфотографировать его так, как ему бы хотелось. В студии он был холстом, на котором я мог рисовать – маленького мальчика, пожилую даму, обнаженного. Он стал моей музой. И я думаю, что едва ли можно найти более щедрую музу, чем Джон Малкович.
Сандро Миллер/Энди Уорхол "Автопортрет в пугающем парике" (1986), 2014
– Вы работали с настоящими фотоиконами, с хорошо известными изображениями. Как вы их выбирали?
– Изображения, которые я воспроизвожу, одни из самых запоминающихся. В разное время каждое из них оказало на меня сильное влияние. Четыре года назад я узнал, что у меня рак и что, возможно, мне осталось жить совсем немного. И я стал думать о своей карьере, о том, чего мне удалось достичь. Решил сделать серию оммажей в благодарность фотографам, подарившим мне эту замечательную карьеру. Особенно Ирвингу Пенну. Когда в 17 лет я увидел его Пабло Пикассо, этот снимок изменил мою жизнь. В тот момент я решил стать фотографом. Я победил рак. В момент неизвестности осознал ценность жизни. Я получил второй шанс сделать что-то по-настоящему важное. Это ужасно, когда люди проживают жизнь несчастливо. Потому что жизнь – это настоящее сокровище, которое может быть отнято у нас за одну секунду.
Сандро Миллер/Ирвинг Пенн "Пабло Пикассо", Канны, Франция (1957), 2014
– Вы работали с Джоном в различных медиа-форматах. Что это вам дало?
– Мы работали в трех медиа: видео, фото и аудио. Мы записали с ним две музыкальных композиции.
– Ваши самые любимые фильмы Малковича?
– "О мышах и людях" и "Быть Джоном Малковичем". Я не скажу, что посмотрел абсолютно все фильмы с Малковичем, но большую часть – точно. Он действительно великий актер.
– В одной из работ вы используйте платоновский образ пещеры. Малкович читает отрывок из Платона на фоне военной хроники.
– Моя интерпретация этого сюжета посвящена тому, что люди живут в незнании и неведении. Даже сегодня полицейские на улицах американских городов могут убивать детей из-за цвета кожи. Убийство Мартина Лютера-Кинга, геноцид – что это? Почему это проиcходит? Я попытался объяснить свое понимание проблемы. Кстати, этот ролик будет показан на "Каннских Львах" в этом году.