Член избирательного комитета РФС и экс-генеральный директор Детской футбольной лиги (ДФЛ) Кирилл Терешин рассказал в эфире радиостанции "Москва FM" о том, как привлечь молодое поколение в футбольные секции и надо ли заниматься образованием юных футболистов.
- Кирилл, как бороться с главным врагом спорта - интернетом?
- Конечно, в последние годы интернет можно воспринимать как главный враг массового спорта. Чтобы бороться с интернетом, надо создавать красивую "картинку", делать некую альтернативу. Если ребенок играет в компьютерную игру FIFA-2014, то нужно его заинтересовать, чтобы он вышел во двор и, может быть, поставить там не только футбольное поле, но и шатер с этой игрой, провести турнир. Надо как-то адаптироваться к этой проблеме.
Все 12-летние дети попадают под категорию "массовый футбол", даже если они занимаются в профессиональных академиях - в "Спартаке", "Локомотиве" или "Аяксе". И главная цель Международной федерации футбола (ФИФА) - влюбить этих детей в футбол. То есть не привить навыки профессионального футболиста или обучить тактическим или техническим элементам, а подарить им эмоции, заразить этой игрой, чтобы они снова и снова хотели приходить на площадки, приводили друзей.
- А если говорить именно о футбольных секциях, то в Москве сейчас достаточно хороших именно футбольных школ?
- Увидев альтернативные варианты в европейских странах, можно сказать, что Москве как огромному мегаполису тяжело тягаться с Великобританией или Голландией. Но в Москве в последние годы стало появляться много площадок при общеобразовательных школах и во дворах, очень хорошая тенденция наметилась в последние годы. На них играют не только дети, но и подростки, и взрослые люди. Так что для спортивного времяпрепровождения в городе есть вся необходимая инфраструктура. А секции как были созданы в советское время, так и поддерживаются Москомспортом.
В Европе есть практика, когда детские спортивные школы живут на самоокупаемости. Даже детский массовый футбол там - это продажа услуг, и, соответственно, родители платят за детей, и школы таким образом выживают, делают какой-то маркетинг, занимаются мерчендайзингом. Нам до этого еще расти и расти. Но секции у нас работают, причем бесплатные, и дети по месту жительства могут заниматься, пусть и не в таких условиях и не с такими тренерскими кадрами как в Европе. Но РФС проводит сейчас работу в этом направлении, лицензируются детские тренеры, проходят курсы, стажируются.
- Большинство родителей думают, что намного эффективней отдать ребенка в частную школу и нанять частного тренера, потому что в этом случае выше вероятность профессионального роста. Вы развеете миф об этом?
- Доля правды в этих словах есть. Но нужно понимать цель родителя. Если у него есть некая заветная мечта, чтобы его ребенок... Я не хочу говорить плохие вещи, чтобы он стал знаменитым или богатым, но такой образ существует в наши дни. Сейчас можно видеть девочек, которые в 12-13 лет приходят на занятия футбольных секций московских, чтобы уже выбирать себе жениха. Такая тенденция тоже есть. Детский футбол со стороны превращается в элитный. В свою бытность детьми мы, например, сами ездили на тренировочные занятия, бежали после школы на тренировки.
- Но кто-то из тренеров занимается и образованием своих подопечных. Например, новый руководитель детской академии "Локомотива" Максим Мотин рассказывал, что собирается водить своих юных футболистов в театр, на выставки, учить иностранным языкам. Насколько подобное популярно сейчас?
- Конечно, футбольная академия при профессиональном футбольном клубе отличается по своей стратегии и программе от обычной секции, так называемой ДЮШС. Здесь во главу угла поставлена подготовка футболиста, который может в последствии пополнить ряды профессионального клуба. То есть, это уже бизнес-стратегия определенная. Что касается досуга, то у детей и так мало времени на уроки и занятия, но раз в месяц водить детей куда-нибудь - это отличный "team building", вырабатывается солидарность, коллективизм. Сводить их вместе не только в театр, но и в аквапарк, вывезти на природу - это здорово, так как сближает детей, которые сейчас разрознены.
- А много воспитанников детской футбольной лиги "выбились в люди"?
- Воспитанник бывает наверно не в той организации, проводящей соревнования, а в клубе и школе, которые готовят и тренируют детей. Ценность же детской футбольной лиги состоит в том, что в различных регионах России она объединяет команды как ДЮСШ, так и ведущих академий. В том числе дворовые команды, которые не могут ни на каких других соревнованиях встретится со "Спартаком", "Локомотивом", ЦСКА или поехать на зарубежный турнир и сыграть с турецким "Галатасараем", итальянской "Аталантой" или сербским "Партизаном". Благодаря этому у детей вырабатывается мотивация, они понимают, что даже играя где-нибудь во дворе в далеком городе, имеют возможность своим трудом и талантом быть замеченными. Наверное где-то под тысячу футболистов из маленьких городков, прошедших ДФЛ, пополнили ряды сначала академий и стали затем профессиональными футболистами. Если назвать конкретные фамилии, то это Александр Анюков, Денис Колодин, Юрий Жирков, Марат Измайлов, Алан Дзагоев, Александр Кокорин и многие другие.