Новости

Новости

23 августа 2013, 17:19

Чтиво

Развитие газетной торговли в Москве: от книгонош до автоматов

Столичные киоски по продаже прессы оборудуют системой Wi-Fi

До конца года в Москве появится около двухсот новых киосков. Внешний вид газетных павильонов позаимствован у их парижских собратьев. Первые такие киоски уже установлены столице, и пока на фоне привычных "кубиков" они выглядят как франтоватые иностранные туристы.

История розничной торговли прессой в России насчитывает каких-то полтора столетия. За это время продажа газет и журналов успела пройти путь от разносчиков книг и газет до современных киосков и новых автоматов с печатной продукцией. О том, где и как можно было купить свежую прессу в прошлом веке, и что ждет современных покупателей, читайте в материале M24

Торговцы прессой

В конце XIX столетия на улицах крупных городов, в том числе и Москвы, нередко встречались мальчишки, выкрикивающие заголовки свежих выпусков газет. Большинство из них были беспризорниками. Продавая прессу, они часто не умели даже читать.

Мальчики-торговцы были почти единственными продавцами газет и журналов на улице. Во второй половине XIX века частным лицам разрешалось открыть газетный киоск только после того, как власти убеждались в политической благонадежности и "гражданской правоспособности" будущего предпринимателя. Такой "надзор" за уличными киосками привел к тому, что в России активнее развивалась торговля по подписке и продажа книг и газет при типографии.

Фото: ИТАР-ТАСС

Распространением печатной продукции занимались артели, доставляющие государственную прессу в различные города, а также частные подписные конторы. Эти же организации расклеивали афиши, доставляли письма, бумаги и бандероли. Едва ли не единственной крупной сетью киосков в то время были "Контрагентства А.С.Суворина".

Киоски Суворина появились в России с 1906 года, и располагались, на железнодорожных станциях. Здесь можно было не только купить что-нибудь, но и оформить подписку на понравившееся издание.

Через четыре года после появления сети киосков, в Москве был установлен первый в России газетный автомат. Случилось это в 1909, однако распространения идея с автоматами не получила и следующие несколько машин появились в столице только спустя несколько десятков лет.

Создание "Союзпечати": национализация газетной торговли и первые шаги к крупнейшей сети киосков

Суворинские "Контрагентства" стали одной из основ объединенного органа по распространению прессы в постреволюционной России. После укрепления Советской власти дело предпринимателя было национализировано и на его основе создан первый орган, отслеживающий всю торговлю прессой и книгами. Основными пунктами продажи печатного товара стали почтовые отделения.

Союзпечать у Китайгородской стены. Фото: http://oldmos.ru/old/photo/tag/Branson+DeCou

В 1930 году было создано централизованное Всесоюзное объединение "Союзпечать", в котором с сентября 1932 года появилась "центральная розничная контора". Одним из самых первых киосков "Союзпечати" был киоск у Китайгородской стены, сохранившийся в истории благодаря снимку американского фотографа и путешественника Брэнсона Деку.

Активная работа организации привела к тому, что к началу 40-х годов тираж районных газет достиг 10,5 млн экземпляров, а общий тираж журналов — 11,5 млн.

В это же время власти повторили попытку установить вендинговые автоматы. Второй в России механический продавец газет появился в здании Народного комиссариата путей сообщения на Садовой-Черногрязской улице, выглядел он весьма необычно. На вид автомат лишь размерами отличался от мощного паровоза, и после того, как покупатель опускал в него монету, зажигались паровозные фонари и высвечивались силуэты Ленина и Сталина. Ассортимент у "паровоза" был крайне скудным, там продавалась только газета "Гудок", но зато и стандартной "таксы" за нее не было. Монета покупателя могла быть любого достоинства, автомат доверял своим клиентам.

Во время войны распространение прессы в Москве резко сократилось, и вместо покупки свежих газет и журналов в киосках люди получали их в ограниченном количестве на фабриках, в учебных заведениях и колхозах.

После окончания Второй мировой деятельность "Союзпечати" в короткий срок была восстановлена. В 1947 году на всей территории СССР имелось лишь 4560 киосков, в 1951- правительство обязало организацию установить еще 5000 киосков. Особое внимание уделялось газетным ларькам на вокзалах и в аэропортах.

"Союзпечати", также, принадлежит и создание советских марок, разработка и распространение филателистических коллекций.

До 1985 года в столице были установлены и новые автоматы. Московские старожилы помнят, что механические продавцы стояли в подземке аж по десять штук в ряд.

С момента развала советского государства развитие вендинговой торговли приостановилось. "Союзпечать", потеряв все остальные функции, продолжала заниматься розничной торговлей. В 1994 году организация превратилась в открытое акционерное общество "Агентство „Роспечать“", хотя некоторые киоски так и оставили вывеску "Союзпечати" на своих фасадах.

Что век грядущий нам готовит…

В современной России автоматы приобретают все большую популярность. В ближайшее время московские власти планируют увеличить их количество. В одном только метро появится 1,5 автоматов, в том числе и газетных

Чтобы выжить, киоски с прессой тоже не стоят на месте и постоянно изменяются. 22 августа на площади перед станцией метро "Шаболовская" открылись модернизированные киоски, построенные по французскому образцу. В этих новых павильонах можно посмотреть понравившийся товар перед покупкой, а за счет освещения и рекламных и специальных площадей они выглядят более эстетично.

Фото: М24

Помимо этого, в новых киосках можно спрятаться от дождя, у павильонов есть козырек, и положить деньги на счет, каждый из киосков оборудован терминалом. А в скором будущем покупатели смогут воспользоватся и местным Wi-Fi - власти Москвы намерены подключить беспроводную сеть к каждому новому павильону.

Первый такой киоск, в качестве эксперимента, был установлен у дома №30 по Кутузовскому проспекту. В результате выручка продавцов выросла в два раза, средний чек увеличился на 56%, а посещаемость - более чем вдвое.

Раиса Ханукаева

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика