Слово вокзал у большинства спешащих пассажиров и прохожих ассоциируется с чем угодно, кроме памятника истории и архитектуры, который можно разглядывать часами. Между тем, над каждым из московских вокзалов работала целая команда мастеров. Если приглядеться – перроны, залы ожидания и фасады раскроют свои истории. Корреспондент m24.ru отправился на экскурсию по Киевскому вокзалу, зашел во все доступные пассажирами скрытые от них помещения и подтвердил мнение о том, за что Киевский вокзал можно считать произведением искусства.
Фото: Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Где спрятались триумфальные арки
Одна из особенностей, повлиявших на судьбу Киевского вокзала – расположение у реки. Из-за этого транспортный узел поначалу использовали для грузовых перевозок, а само здание вокзала было деревянным и далеким от элементарных удобств.
"Газетчики писали, что в помещениях царит зловоние, люди падают в обмороки, освещение ужасное, – рассказывает гид проекта "Москва глазами инженера" Татьяна Денисова. – Но в год столетия Бородинской битвы (1912 год) вокзал, расположенный на историческом, бородинском направлении, решают перестроить. Проект поручают Ивану Рербергу (он же в будущем станет автором Телеграфа на Тверской), его помощником становится молодой Вячеслав Олтаржевский, который потом построит неподалеку гостиницу "Украина".
Новое здание создали в триумфальной, ампирной стилистике. Часовую башню украшают орлы, а порталы на фасаде визуально напоминают триумфальные арки, стоит только мысленно убрать остекление. То, что арки две, иллюстрирует дореволюционное правило разделения пассажиров на классы. Есть в наружном облике и деталь, выбивающаяся из контекста: скульптуры кузнеца и человека, собирающего урожай. Дело в том, что заканчивалось строительство вокзала уже после революции, и украшения поменяли стилистику.
Фото: Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Символичные панно: гении места, святые и Спасская башня
Панно и барельефы Киевского вокзала выполнены в разных техниках, но имеют свой метафорический смысл. Например, на фасаде можно разглядеть мозаики работы Бориса Ланге – Георгий Победоносец и Архангел Михаил. Это небесные покровители Москвы и Киева. Получается, что они указывают на начальную и конечную точки пути. Рядом с ними – скульптуры, изображающие четыре способа перемещения в пространстве: по воздуху, суше, воде и под землей.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Четыре барельефа зала ожидания были созданы Олтаржевским в послевоенные годы. Они посвящены победе в войне и дарованию народам прав и конституции.
Экскурсовод делает интересное замечание:
"Права, которые здесь упоминаются, удивительно перекликаются с темой вокзала. Например, право на отдых. А куда, как не на отдых, отсюда отправляются? Или право на образование… Можно представить себе молодого человека, приехавшего на Киевский, чтобы поступить в институт. А если это ему не удалось – всегда есть право на труд. А еще на барельефах можно увидеть силуэты Днепрогэс и Спасской башни".
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Татьяна показывает еще две символичные скульптуры на перроне. Их автор, Сергей Алешин, говорил, что это гении места, чем-то похожие на домовых, охраняющие территорию и освещающие путь всем, кто отправляется в дорогу. Но эти скульптуры получили второе название, более бытовое. Уж очень они похожи по функциям на путейных обходчиков с фонарями.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Рекорды Шухова из металла и дерева
Одна из визитных карточек Киевского – красивый арочный дебаркадер. На вряд ли пассажиры, проходящие под ним, знают, что он связан с одним из изобретений Владимира Шухова.
Татьяна Денисова охотно объясняет, что же придумал инженер:
"Конструкция состоит из трехшарнирных арок. Два шарнира крепятся в основании, а третий по центру, в месте соединения двух половинок арки. Обычно такие конструкции собирались в так называемом проектом положении: ставились леса и постепенно выстраивались сами арки. А Шухов здесь впервые предложил систему крупноблочного монтажа. При сборке конструкции просто лежали на земле, а потом их подняли с помощью деревянных мачт высотой 37 метров и соединили. И если до этого работы по строительству дебаркадера занимали год-полтора, с новой системой это сделали за три месяца".
Правда, сохранилось только 4 оригинальные Шуховские арки – остальные 27 заменили при реконструкции здания в начале 2000-х. Исторические можно узнать по клепкам, способу соединения, который в современных конструкциях заменен на сварку.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Есть на вокзале еще одна Шуховская конструкция – деревянный овальный купол в часовой башне. Сто лет назад дерево было более распространенным материалом, чем металл, и инженер работал с обоими. А так как эти перекрытия, не смотря на солидный возраст, прекрасно сохранились, их не стали заменять.
Таким же долгожителем стали часы вокзала, одни из трех механических, сохранившихся в Москве (первые на Спасской башне, и еще одни на Телеграфе). Стрелки на трехметровых циферблатах приводятся в движение с помощью вала, веревки и 300-килограммовой гири. Она опускается под собственным весом. Раз в несколько дней часовник вокзала ее подкручивает наверх. Иногда экскурсионные группы попадают на этот момент, но тут уж – как повезет.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко