Жанна Эбютерн "Портрет Амедео Модильяни", 1919
По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Несколько работ Модильяни вы можете увидеть в ГМИИ имени Пушкина.
12 июля исполнится 132 года со дня рождения французского художника, скульптора и графика Амедео Модильяни.
Амедео Модильяни "Портрет Поля Александера", 1909
В истории французской живописи начала XX века есть огромное количество имен, без упоминания которых говорить о современном искусстве практически невозможно. Так или иначе корни будут упираться в историю невероятных встреч в кафе "Ротонда", выставок в парижском "Салоне независимых", нищих художников с бульвара Монпарнас, путешествий между Францией и Италией и личных трагедий и разочарований, связанных с Первой мировой войной. И одним из важнейших художников Парижской школы, чья жизнь оказалась на пересечении всех этих линий, безусловно, является Амедео Модильяни.
Амедео Модильяни "Портрет Жозефа Леви", 1910
Модильяни родился в итальянском Ливорно и учился в флорентийской "Свободной школе обнаженной натуры", но главным городом для него, как и для всех его современников-интеллектуалов, поэтов и художников, стал Париж. Сюда он приехал в 1906 году, не имея практически никаких средств к существованию. Он снял небольшую студию на Монмартре, где обитала вся творческая элита, и начал посещать занятия в Академии Коларосси, а также занимался копированием живописных произведений в Лувре и парижских церквях. Он быстро вошел в художественные круги, познакомился с художником Пабло Пикассо, поэтом Максом Жакобом, немецким художником Людвигом Мейднером. Мейднер писал о нем: "Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее, даже он был последним истинным представителем богемы".
Амедео Модильяни "Портрет Анны Ахматовой", 1911
Одним из главных мест Монпарнаса было кафе "Ротонда", в любой день там можно было встретить не только Модильяни, но и Пикассо, Дерена, Мориса Вламинка и т.д. Причем популярно оно было не только среди французской богемы, но и среди русских авангардных художников, поэтов и революционеров. Однажды в кафе зашла высокая, очень тонкая, горбоносая дама. "Она была то ли поразительно красива, то ли дурна собой – этого так просто не разобрать," – впоследствии вспоминал Модильяни. Она была "Царственна!" – подобрал верное слово Модильяни, вспоминая свою первую встречу с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в свадебное путешествие с Николаем Гумилевем, но это не могло остановить тех чувств, которые возникли между нейи Модильяни. Художник оставил 14 графических портретов Анны Андреевны.
Амедео Модильяни "Портрет Диего Риверы", 1914
В 1911 году в Париж приехал мексиканский политический деятель Диего Ривера. Он познакомился с художественной богемой и подружился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим. В 1914 году с началом Первой мировой войны Модильяни собирался отправиться на военную службу, но вопреки желанию художника его не взяли из-за слабого здоровья, поэтому он оставался в Париже, где работал над портретами своих друзей поэтов и художников. Так появился портрет Диего Риверы.
Амедео Модильяни "Портрет Поля Гийома", 1915
Поль Гийом стал одним из первых арт-дилеров, который оказывал финансовую поддержку художникам Парижской школы и покупал их картины, а также привозил во Францию африканское искусство, оказавшее колоссальное влияние на кубистов и экспрессионистов, в частности на Модильяни. Вместе с Гийомом Аполлинером они часто приходили в кафе "Сирано", где собирались художники, и знакомились с их творчеством. Именно Гийом организовал первую в Париже выставку русских художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
Амедео Модильяни "Портрет Хаима Сутина", 1917
Художник Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Первые годы парижской жизни он работал в "Улье", общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. Общежитие располагалось в бывшем здании винных погребов, выкупленном Альфредом Буше. Здесь жили Фернан Леже, Марк Шагал, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб и многие другие.
Амедео Модильяни "Портрет Жана Кокто", 1917
Жан Кокто стал еще одним олицетворением эпохи. Поэт, художественный критик, драматург, завсегдатай "Ротонды" и друг художников, Кокто всегда был элегантно и со вкусом одет. Именно таким изображает его на портрете Модильяни. Вообще Модильяни сумел как никто другой создать коллективный портрет своей эпохи, изобразив главных представителей парижской богемы начала XX века. Среди его моделей были не только поэты и художники, но и галеристы, художественные критики, коллекционеры, меценаты, актрисы и модели.
Амедео Модильяни "Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой", 1917
Одной из главных тем творчества художника была обнаженная натура. Начиная с обучения во Флоренции в "Свободной школе рисования с обнаженной натуры", Модильяни никогда не прекращал писать обнаженных женщин. Женская красота была для него чем-то вроде камня преткновения и неисчерпаемого источника вдохновения. Он писал: "Меня интересует человеческое существо. Ее лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь". Коллекция женских обнаженных образов по праву считается жемчужиной его наследия.
Амедео Модильяни "Портрет Лунии Чеховской", 1919
Про жизнь в 2004 году Модильяни был снят художественный фильм. Главную роль в нем исполнил актер Энди Гарсиа, который прекрасно вжился в образ французского художника еврейского происхождения, жишего в полной нищете, пытавшегося свести концы с концами и вызывавшего на художественное состязание Пабло Пикассо. Нужно сказать, что картина получилась очень достоверной, даже несмотря на подчеркнуто утрированную драматическую развязку. Хотя, возможно, именно так все и было. В картине появляются все главные художники и завсегдатаи кафе "Ротонда" – от Мориса Утрилло до Диего Риверы.
Амедео Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн", 1919
Главной линией фильма становится не столько соперничество двух художников – Пикассо и Модильяни, а история любви художника и юной Жанны Эбютерн. При этом создатели картины поэтизируют тот факт, что в большинстве случаев Модильяни писал портреты оставляя глаза модели непрописанными, пустыми. К любому разговору о Модильяни эпиграфом можно сделать сказанную им самим фразу: "Когда я познаю твою душу, я нарисую твои глаза..."