Юлия Вербицкая, куратор выставки "Судьбы", Имомуддин Сатторов, Полномочный Посол Таджикистана, и Динара Уварова, помощник куратора выставки
5 июня в галерее "Кино" закрылась первая выставка "Судьбы", на которой были представлены картины художников Таджикистана ХХ века. В конце июля и начале августа еще две выставки пройдут в Подмосковье – в Талдоме и Серпухове. Председатель суда строительных организаций города, общественный деятель и куратор выставки Юлия Вербицкая рассказала корреспонденту M24.ru о коллекции, ее формировании и дальнейшем развитии "Судеб".
– Юлия Владимировна, с чего началось ваше увлечение культурой Таджикистана?
– Со знакомства с уникальным художником Зухуром Хабибуллаевым. Увидев его работы, я нашла в них то, что искала в искусстве. Это удивительный синтез авангарда, восточной традиции, буйства цвета и изысканности.
– По каким критериям вы выбирали картины для этой выставки?
– Я выбирала их по какому-то внутреннему содержанию. Мне сложно говорить о степени таланта авторов, так как я считаю, что они все талантливы. Но, когда глядишь на их работы, трудно остаться равнодушным – в них смешались традиции, уникальные истории. Период, в который они были созданы, прошел и не вернется – это 30–90-е годы ХХ века.
– Что вы хотели показать с помощью этой коллекции? Что хотели донести до зрителя?
– Я хотела разрушить стереотип. Люди в нашей стране не имеют представления о том, что такое таджикское искусство. Первая ассоциация, которая возникает у людей, – это искусство строителей, трудовых мигрантов. Но на самом деле это интереснейшая школа, которую мы сейчас не имеем возможности наблюдать, мы ничего о ней не знаем. Это говорит плохо не о школе, а о нашем уровне образованности. На открытии выставки присутствовал доктор искусствоведения Андрей Владимирович Толстой. Оказалось, что некоторых авторов он знал лично, например Любовь Фроликову. Он сказал, что очень важно доносить это искусство до тех, кто о нем не знает. Я хочу показать душу народа, которую можно наблюдать с этих полотен. Она тонкая, дипломатичная, воспитанная. Я вижу, что общество поворачивается к Востоку, и Восток вызывает интерес.
"Садовник", Муриват Бекназаров, 2007 год. Фото: предоставлено пресс-службой
– Вы говорили, что эта коллекция отмечена своеобразной судьбой. Что вы имели в виду?
– Дело в том, что в Таджикистане станковая живопись как явление появилась в 30-е годы ХХ века. И началась она с тех художников-авангардистов, которые переехали в Таджикистан, поскольку в Советской России писать в их манере в те годы было опасно. А в Таджикистане они могли спокойно жить, спокойно творить – не было особого пристального внимания к их деятельности. Поэтому они создавали полотна-шедевры. Некоторые из этих авангардистов представлены в коллекции, среди них мой любимый автор Зухур Хабиббулаев, Сабзали Шарипов, Муриват Бекназаров и другие.
– Сколько времени ушло на формирование коллекции?
– Более пяти лет. Она формировалась постоянно, иногда трудно, какие-то работы были сложно найти, но, несмотря на это, сейчас она содержит картины почти всех авторов, которых мне хотелось бы иметь. Они очень разные, как и судьбы художников. Есть, например, художница Любовь Фроликова. Она приехала в Таджикистан и осталась там, хотя родилась в Брянске. Она говорила, что сочетание солнца и земли дает жизнь, и это привлекало ее в Таджикистане.
"Весенний день", Любовь Фроликова, 1981–1988 годы. Фото: предоставлено пресс-службой
– Как проходила подготовка выставки?
– У меня иногда возникает такое ощущение, что проделать эту работу – моя кармическая задача. Мне кажется, все получилось легко, изящно. Это приносит мне огромное моральное удовлетворение.
– Какая картина стала первой в коллекции?
– Картина Зухура Хабибуллаева "Гиджак". По сути, она визитная карточка выставки. Достаточно интересна судьба самой картины: она должна была выставляться на Всесоюзной выставке 1961 года и была снята по личному указанию министра культуры Екатерины Фурцевой, поскольку манеру работы автора сочли формалистской. Та картина, которая сейчас выставляется, – это авторская копия, которую написал для себя сам Хабибуллаев в 1990 году. Он подарил мне эту работу. Оригинал находится в очень плохом состоянии. Остальные картины в коллекции – оригиналы, авторская копия здесь только одна.
– Юлия Владимировна, как вы видите развитие этой выставки в дальнейшем?
– Сейчас коллекция, которую я собрала, в моем понимании сформирована. Она насчитывает более трехсот работ. И она должна жить. Благодаря этой выставке, первой выставке цикла, я обратила внимание на то, что эти работы вызывают большой интерес у тех, кто приходит посмотреть, и решила, что не нужно останавливаться на достигнутом. Возможно, я бы приобрела картины еще некоторых авторов при возможности, но сейчас коллекция сбалансирована, она начала жить и выставляться.
Ирадж Айни, внук Садриддина Айни (сын Камола Айни), и Мухаммад Эгамзод, первый секретарь, руководитель пресс-службы посольства Таджикистана в РФ
– Вы сейчас сказали "цикл выставок". Это значит, что в скором времени последуют еще выставки?
– То, что я представила сейчас, – работы всего пяти авторов. Это меньше десяти процентов от общего количества. Увидев реакцию, увидев, что людям это действительно интересно, я решила, что нужно продолжать.
– Когда ожидать открытия других выставок?
– Следующая выставка цикла будет в конце октября – начале ноября этого года.
– Сколько всего их будет?
– Я думаю, цикл будет состоять из четырех-пяти выставок, и впоследствии часть коллекции я буду экспонировать на музейных площадках.
– 23–24 июля в лицее "Школа искусств",
адрес: Московская область, г. Талдом, пл. Карла Маркса, д. 19;
– 9 августа в Серпуховском историко-художественном музее,
адрес музея: Московская область, г. Серпухов, ул. Чехова, 87.
По вопросам приобретения картин из коллекции "Судьбы" обращаться по телефону: 8 (925) 585-92-93 к помощнику куратора выставки Кристине Ларюшкиной.
На правах рекламы