Шаболовская телебашня – изящное, но в то же время чрезвычайно прочное сооружение, построенное по проекту знаменитого архитектора Владимира Шухова в 1922 году, – стала символом для нескольких поколений. Сетевое издание m24.ru рассказывает, с чего 95 лет назад началась история знаменитой башни, и что с ней происходит сейчас.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Кем была прабабка гиперболоида
Несмотря на то что Шуховская башня (ныне также известная как Шаболовская телебашня) является самым знаменитым творением российского архитектора, это далеко не первая конструкция в виде сетчатых металлических оболочек, возведенная им.
Шуховская водонапорная башня в Полибино
Фото: wikipedia.org
Первая в мире гиперболоидная башня работы Шухова была представлена на суд общественности в 1896 году – архитектор демонстрировал ее на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Сооружение тогда очень впечатлило гостей выставки. Особенно необычная конструкция приглянулась известному меценату, фабриканту и владельцу стекольных заводов Юрию Нечаеву, который и приобрел прабабку всех гиперболоидных башен по окончании выставки.
Это была водонапорная башня высотой 37 метров – изящная сетчатая конструкция с баком для воды и надстройкой для обозрения. Внутри была "спрятана" красивая винтовая лестница, по которой можно было попасть к самому резервуару со специальным отверстием, ведущим на смотровые площадки.
Чтобы перевезти башню в имение фабриканта в Липецкой губернии конструкцию пришлось разобрать: за этим процессом лично следил сам Шухов. Собирали башню заново, уже на постоянном месте в селе Полибино, также под присмотром архитектора. Там водонапорная башня использовалась для полива парка. И по сей день ее можно увидеть в Полибино, правда, уже не в столь хорошем состоянии.
Фото: ТАСС/Виктор Кошевой
Позже Шухов запатентовал способ устройства сетчатых гиперболоидных башен, чтобы ушлые дельцы того времени не своровали идею для собственной выгоды. По изобретенному Шуховым принципу в дальнейшем были возведены сотни сооружений по всей стране, среди которых водонапорные башни, опоры линий электропередач, а также мачты военных кораблей. Эти постройки были не только визуально красивы, но и невероятно прочны. А еще – не требовали большого количества стали, что в то время играло не менее важную роль.
В целом же Шухов за свою жизнь создал более 200 гиперболоидных башен.
Выше, легче... медленнее
Фото: oldmos.ru
Согласно первоначальному проекту архитектора, который он разработал в 1919 году, высота башни должна была составить 350 метров и быть выше Эйфелевой на 45 метров, а легче аж на 5 тонн. Однако шедшая в то время гражданская война внесла свои коррективы: из-за дефицита металла и строительных материалов в целом, большая часть которых шла на военные нужды, был реализован "адаптированный" проект Шухова, предусматривающий возведение конструкции высотой 148,3 метра с 6 секциями вместо 9. 14 марта 1920 года началось строительство радиобашни на Шаболовке. Работа по возведению конструкции шла очень медленно, неоднократно прерывалась из-за отсутствия материалов и в итоге заняла два года.
Вредитель
При возведении башни, понятно, никаких подъемных кранов не использовалось, не было даже строительных лесов. Работы велись так называемым телескопическим методом: каждая новая секция собиралась у основания башни и на лебедках поднималась внутри нее наверх.
Фото: oldmos.ru
Такой метод строительства хотя и был оптимальным, но едва не привел к чудовищным последствиям. Во время подъема четвертой секции башни она завалилась на третью секцию, та повредила нижние – в той или иной степени серьезно пострадала практически вся конструкция. Это была катастрофа.
Фото: oldmos.ru
В результате происшествия человеческих потерь избежать удалось, но пострадала не только постройка: Шухова обвинили во вредительстве и приговорили к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. Ему поставили условие: либо башня будет готова вовремя, причем без дополнительных затрат, либо к стенке поставят архитектора и всю его семью. К счастью, работы удалось завершить в срок. 19 марта состоялась первая радиотрансляция. Опасность миновала: с Шухова сняли обвинение и отменили условный расстрел.
Символ эпохи
10 марта 1939 года состоялась первая в Советстком Союзе трансляция – телецентр на Шаболовке передал в эфир документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). С этого дня передачи шли регулярно – четыре раза в неделю по два часа. Их принимали более ста телевизоров ТК-1.
Фото: quadify.livejournal.com
Уже в 1950-х годах Шуховская башня стала символом нового времени. Она вдохновила Алексея Толстого на создание романа "Гиперболоид инженера Гарина", а ее изображение стало неотъемлемым элементом заставки многих телепередач, включая знаменитый новогодний "Голубой огонек". В 1960-х годах она использовалась на кинозаставке, которую демонстрировали перед началом вещания телепрограмм. Музыкальная тема кинозаставки – песня "Москва советская" на музыку Титова и стихи Васильева. Свое лидерство в столице Шуховская башня сохраняла до постройки Останкинской телебашни в 1967 году.
Фото: ТАСС/Василий Егоров
Гораздо хуже башня перенесла попытку отреставрировать ее в 1973 году. Дабы придать конструкции дополнительную прочность, некоторые элементы были приварены, хотя до этого крепились между собой с помощью болтов и заклепок. В результате был нарушен основной принцип, заложенный Шуховым при проектировании объекта: должна быть определенная доля подвижности и самокомпенсации по отношению к внешним нагрузкам.
Таких больше не делают
Уже во второй половине XX века гиперболоидные конструкции Шухова в нашей стране возводить перестали, однако они оказались очень востребованными за рубежом. Архитекторы хай-тека настолько прочно ввели их в практику строительства, что они стали основными средствами формообразования современных зданий.
Башня порта Кобе
Фото: wikipedia.org
Например, в 1963 году в порту города Кобе в Японии была возведена 108-метровая шуховская башня Kobe Port Tower, которая представляет собой сочетание центрального ствола и сетчатой гиперболоидной оболочки. Конструкция используется как обзорная площадка, с которой туристы могут полюбоваться городом. Любопытно, что в результате землетрясения в 1995 году почти весь город превратился в руины, а башня осталась невредимой.
Также Шуховскую идею гиперболоидной башни использовал в 1968 году для своей 100-метровой конструкции в Либерце чешский архитектор Карел Хубачек. Даниель Рот и Александр Ком возвели по такому принципу башни в Цюрихе в 2003 году. Аналогом башни Шухова является и телебашня в Сиднее, построенная в 1975–1981 годах архитектором Дональдом Кроном. Шуховские идеи гиперболоидных конструкций предлагалось использовать и при проектировании новых небоскребов "Москва-Сити".
Телебашня Гуанчжоу
Фото: wikipedia.org
Не остался в стороне от гиперболоидов Шухова и Китай. В 2010 году в Гуанчжоу возвели 600-метровую телебашню Canton Tower, которая может пропустить через себя до 10 тысяч посетителей в сутки. Там есть 4D-кинотеатры, бары, вращающийся двухэтажный ресторан, наружные сады и многое другое.
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
Конец истории
Конструкции Владимира Шухова подробно описываются в многочисленных европейских книгах по истории архитектуры. Его Шаболовскую телебашню международные эксперты признали одним из высших достижений инженерного искусства, архитектурным шедевром русского авангарда, который рекомендуется включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
За последние несколько лет башня регулярна становилась "героиней" новостных сюжетов, но каждый раз повод был не радостный. То конструкцию вот-вот собирались реставрировать, то проводили на ней противоаварийные работы, то пугали общественность тем, что она скоро завалится, то, наконец, вообще собирались ее демонтировать и переносить с Шаболовки. Тем не менее, год назад внутри конструкции была установлена поддерживающая конструкция, напоминающая костыли, которые помогают башне держать нагрузку.
Фото: facebook.com/Shukhov21
Для вещания Шаболовская башня не используется уже 15 лет: сейчас бывший символ целой эпохи находится в запустении и пребывает в тягостном ожидании реставрации и определения дальнейшей участи.