Лайнер "Титаник"
15 апреля 1912 года в Атлантическом океане затонул пассажирский лайнер "Титаник". По пути из Великобритании в Нью-Йорк он натолкнулся на айсберг - это стало крупнейшей морской катастрофой XX века. Обозреватель M24.ru Алексей Байков рассказывает о крупных кораблекрушениях, а также о людях и котах, которые "попали" на каждое из них.
Прав был Высоцкий, когда написал – "судьба людей швыряет, как котят". Хочешь - не хочешь, а фактор случайности может в любой момент вторгнуться в твою жизнь и перевернуть в ней все вверх дном. Или оставить все как есть, а несчастную жертву обстоятельств заставить всю оставшуюся жизнь размышлять над глобальным вопросом: "А что это такое было и зачем?". А иной раз бывает и так, что вроде стоит перед нами самый обычный человек, ничем таким не примечательный, а вокруг него все время имеют место события. Причем, мягко говоря, фатального характера. Взрываются дома, извергаются вулканы, вешаются знаменитые поэтессы, птицы атакуют самолеты – а этот человек идет себе по жизни и недоумевает: "А при чем тут я?". И ведь действительно, вроде как ни при чем, а все равно: был тут, там присутствовал и здесь тоже фигурировал. О подобных проявлениях фактора случайности и будет эта история. И, конечно же, о котиках.
Решение о закладке океанских лайнеров класса "Олимпик" было принято 7 июня 1907 года во время званого обеда. Обедали директор британской пароходной компании White Star Line Брюс Исмэй с владельцем верфей Harland&Wolff Ltd. лордом Пирри, и думали о том, как бы им уесть главного конкурента в лице Cunard Line. Зловредные "Кунарды" построили себе двух "атлантических гончих" - "Лузитанию" и "Мавританию", перехватили у немцев "Голубую ленту" и гордо козыряли своим штандартом по всем океанам. Исмэй и Пирри решили, что соревноваться с ними в скорости нет смысла, а вот ставка на комфорт и безопасность позволит переманить к "Уайтстар" изрядное количество пассажиров. "У вас – "атлантические гончие", у нас – плавучие дворцы, на ваших кораблях можно только ходить под всеми парами из пункта А в пункт Б, зато на наших кораблях каюты второго класса будут роскошнее, чем у вас в первом. Вот и посмотрим кто кого".
Имена всем трем будущим левиафанам повышенной комфортности придумали во время того же званого обеда: "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик". Внутренняя логика данного нэйминга была взята из греческой мифологии: вот боги-олимпийцы, а вот их основные противники – титаны и гиганты. Как нам известно из книжечки Куна "Мифы Древней Греции", боги титанов с гигантами вчистую разгромили по очкам и закатали за Можай, то есть в Тартар под присмотр сторуких гекатонхейров. После эпохальной встречи "Титаника" с айсбергом, судьбу решили не искушать и последний лайнер серии (который к тому моменту еще строился) был спешным порядком переименован в "Британник".
Основоположнику, кстати, повезло больше всех. Он успешно отплавал весь свой эксплуатационный срок и был торжественно порезан на английские булавки вместе со своим главным конкурентом – "Мавританией" в 1935 году. При этом с ним вечно происходило что-то внештатное. К примеру, во время первого же рейса в нью-йоркском порту под его корму затянуло 200-тонный буксир. Буксир остался без кормы, а "Олимпик" отделался парой царапин на корпусе.
"Титаник" и "Олимпик"
Второй случай попал во все газеты мира. 20 сентября 1911 года "Олимпик" шел по фарватеру из Саутгемптона к острову Уайт. Там он должен был сделать поворот в районе мыса Иджипт и выйти на очередной трансатлантический маршрут через Спирхедский рейд. К несчастью тем же маршрутом шел и древний бронепалубный крейсер "Хоук". Его отлично видели с мостика "Олимпика" и ничто, как говорится, не предвещало, но тут "Хоук" внезапно резко довернул и протаранил корму лайнера.
Кстати, капитаном на "Олимпике" тогда был тот самый Эдвард "Непотопляемый" Смит, который полгода спустя пойдет на дно вместе с "Титаником". А еще на нем служила горничной одна скромная, но расторопная ирландка по имени Вайолет Джессоп. Запомните это имя.
Был большой скандал. У "Хоука" от удара начисто своротило нос, а "Олимпик" отделался 14-метровой пробоиной. Пустяки, дело житейское, Смит приказал загерметизировать ближайшие отсеки и ушел в залив Осбори - сдавать пассажиров и чиниться. А жаль. Будь дыра побольше и последствия посерьезнее, может, взялись бы инженеры Harland&Wolff Ltd. за систему безопасности "Титаника" всерьез - и не пришлось бы Кэмерону снимать свой великий фильм . Компания "Уайтстар", конечно же, ринулась в суд, но проиграла процесс вчистую. С другой стороны компенсация, которую Брюсу Исмэю пришлось выплатить Адмиралтейству, не могла идти ни в какое сравнение с той рекламой, которую "олимпикам" сделал этот инцидент. "Столкнулся с крейсером и ушел своим ходом, значит точно не утонет", - думали несведущие пассажиры. Позднее инцидент "Олимпика" попал во все учебники, как пример взаимопритяжения идущих параллельными курсами кораблей, это явление еще называют "присасыванием судов".
А потом случилась катастрофа "Титаника": кусок обыкновенного льда наглядно продемонстрировал ничтожным людишкам, как сильно они заблуждаются, когда создают что-то "вечное" или "непотопляемое". Еще стоявший на стапелях "Гигантик" стали срочно переделывать, а заодно и переименовали; "Олимпик" тоже загнали на верфь, где ему усилили обшивку и навесили дополнительные шлюпки. В таком виде он и прошел всю Первую мировую в качестве войскового транспорта и опять-таки поимел свою долю приключений: спас людей с тонущего дредноута "Одейшес" и насмерть задавил немецкую подлодку U-103 в Ла-Манше. Уже после войны, 22 марта 1924 года, "Олимпик" еще раз столкнется с другим кораблем, на сей раз – с лайнером "Форт сэйнт-Джордж", и снова без особых последствий, а под самый занавес своей карьеры, в 1934 году, он переехал плавучий маяк "Нантакет". На сей раз последствия все-таки были: из 11 человек, находившихся на борту маяка, выжили только четверо.
Фото: ИТАР-ТАСС
Вернемся к "Титанику". Помимо капитана Смита, которому не повезло, на борту снова находилась Вайолет Джессоп. Между прочим, она очень не хотела переводиться с "Олимпика" - ей там нравилось. Но ее все-таки уговорили, посулив повышение с горничной до стюардессы, и 10 апреля 1912 года она отправилась на "Титанике" в его первый и последний рейс. Когда произошло столкновение, Джессоп, не особенно паникуя, вместе с группой пассажиров отправилась к шлюпке №16. Когда она уже почти в нее забралась, кто-то из офицеров передал ей маленького ребенка. Позднее на борту "Карпатии" неизвестная женщина подбежала к ней, выхватила малыша из рук и убежала. "Могла бы и спасибо сказать", - подумала Вайолетт. Но вообще-то ей было все равно, поскольку ее мучил холод, пробиравший буквально до костей.
История с ребенком, кстати, имела продолжение. Однажды, спустя год, после того как Вайолетт вышла на пенсию, в ее доме среди ночи зазвонил телефон…Неизвестный женский голос спросил у Вайолет, спасала ли она ребенка в ночь крушения "Титаника". Вайолет ответила утвердительно. Женщина на том конце провода сказала: "Что ж, я была тем ребенком", - засмеялась и повесила трубку.
Этот эпизод стал одной из самых загадочных историй в личной эпопее Вайолетт Джессоп. Дело в том, что современные "титаниковеды" пересчитали всех спасшихся в шлюпках буквально по головам, и по их данным никаких младенцев женского пола рядом с ней в тот момент быть не могло. Единственным маленьким ребенком в шлюпке №16 был пятимесячный Эссад Александр Томас из Ливана, которого его дядя Чарльз (он погиб) действительно передал какой-то женщине, но не стюардессе, а одной из пассажирок. Предположительно, Эссада приняла на руки 27-летняя Эдвина Сесилия Тротт из второго класса, а на борту "Карпатии" его забрала мать Фамина Томас. О спасенном ребенке Вайолетт после крушения "Титаника" никому не рассказывала, так что вариант дурацкой шутки исключается.
Третий левиафан от "Уайтстар" так ни разу и не успел свозить пассажиров через Атлантику. К тому моменту, когда на "Британник" наконец установили винты и закончили на нем все отделочные работы, уже год как шла война. Осенью 1915 года, когда стало ясно, что Дарданелльская операция в целом провалилась, британскому Адмиралтейству потребовался весь свободный тоннаж, и оба оставшихся "Олимпика" были мобилизованы на военную службу. "Британник" стал госпитальным судном - с него живо ободрали всю лишнюю роскошь, списали на берег всех стюардов, официантов, буфетчиков и горничных, а обеденные залы и гостиные превратили в операционные. В каютах первого класса на верхней палубе посносили все перегородки, превратив их в гигантские палаты (общей вместимостью в 3309 коек), за исключением помещений на палубе B - чтобы было где спать врачам и прочему медперсоналу. Вайолетт Джессоп закончила курсы медсестер Британского Красного Креста и осталась на "Британнике". А ведь после первых двух раз стоило бы задуматься…
Лайнер "Британник"
21 ноября 1916 года "Британник" вошел в пролив Кеа, направляясь к греческому острову Лемнос. К несчастью, до него там уже успел побывать германский подводный минный заградитель "U-73" и оставить после себя кое-что интересное. В 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара, заскрипел всем корпусом и начал погружаться на нос. Не помогло ни двойное дно, ни усиленная обшивка, ни 16 водонепроницаемых переборок, установленных после гибели "Титаника". "Рогатой смерти" все едино - что пакетбот, что лайнер, что дредноут.
Поскольку "Британник" уже год находился на военной службе, да и персонал "Уайтстар" кое-чему все же успел научиться - особой паники не возникло. Капитан дал в эфир сигнал бедствия и приказал спускать шлюпки. Команда действовала быстро и слаженно, правда сегодня многие утверждают, что "Британнику" несказанно повезло в том, что он так и не успел дойти до Лемноса и принять на борт раненых. Если бы он подорвался на обратной дороге, имея на борту 4000 человек, то по количеству жертв эта катастрофа начисто затмила бы "Титаник". А так погибли всего 30 человек – из-за того, что шлюпки начали спускать раньше, чем корма поднялась на достаточную высоту, и две попали под работающий винт. В одной из них находилась и наша героиня.
"В тот момент у нас никак не получалось удалиться от борта судна. Шлюпки сбились вместе в отчаянии, и неумелые руки тщетно пытались грести, чтобы взять управление под контроль. "Британник" все еще двигался благодаря пару из собственных котельных. Через несколько минут после того, как шлюпка впервые коснулась воды, все мужчины из соседних шлюпок попрыгали в море. Они падали в воду вокруг меня со всех сторон, словно огромная армия крыс…Я обернулась в надежде понять причину этого бегства и к своему ужасу увидела огромные винты "Британника", крутящие и рубящие все вокруг них: люди, шлюпки и все, что было поблизости, превратилось в устрашающий вихрь. Я в отчаянии взглянула на человека, стоящего возле меня, и обнаружила, что он, как и все, бесшумно свалился за борт. Еще минута - и я тоже окажусь под этими безжалостными сверкающими лезвиями, однако..."
Однако Вайолетт Джессоп не умела плавать. Но прыгать в воду все-таки пришлось, поскольку оказаться разрубленной на части ей хотелось еще меньше, чем утонуть. На несколько минут спасательный жилет помог ей вынырнуть на поверхность, но затем течение затянуло ее под киль судна, об который она дважды ударилась головой. Жизнь ей спасли густые каштановые волосы – как и прочие ирландки, Вайолетт гордилась своей роскошной шевелюрой и практически не стриглась. Тем не менее, спустя несколько лет Вайолетт будет вынуждена обратиться к врачу из-за частых головных болей, и тот обнаружит у нее трещину в черепе.
Ее снова вытолкнуло на поверхность. Она оглянулась:
"…Первое, что увидели мои саднящие глаза – голова с расколотым черепом, из которой на плечи сочились мозги. Вокруг стояла душераздирающая сцена агонии, бедные тела дергались, словно какой-нибудь гигант разорвал их в порыве своей ярости. Мертвые тела мирно проплывали мимо, будто всплыли, чтобы снова погрузиться в последний раз, на их лицах было выражение страшного ужаса…".
Вскоре ее подобрала другая шлюпка.
"Олимпик" на испытаниях в 1911 году
Удивительно, но после войны Вайолетт не списали на берег (вообще-то, британские моряки что коммерческого, что военного флота до крайности суеверны), а оставили в "Уайтстар". Правда, вскоре она сама ушла оттуда – в Red Star Line, затем в Royal Mail Line. Работая в "Красных Звездах" Вайолетт дважды обошла вокруг света на лайнере "Бельгельланд", к счастью, без особых происшествий. В 1950 году она вышла на пенсию и перебралась в деревню Грэйт-Эшфилд в Саффолке. В 1971 году "мисс Непотопляемость" умерла от сердечной недостаточности.
Впрочем, не только Вайолетт Джессоп могла с полным правом претендовать на звание "магнита для неприятностей". Например, поехал как-то скромный инженер кампании "Митцубиси" Цутому Ямагучи по рабочим делам в Хиросиму . Надо ли упоминать, что он оказался там как раз 6 августа 1945 года? Ямагучи уже собрался покинуть город, как вдруг вспомнил, что забыл поставить печать в командировочном удостоверении. Он вернулся в офис, а затем снова поспешил прочь из Хиросимы как раз в то время, когда "Энола Гей" уже заходила на цель. "Малыш" падал на обреченный город, а Цутому Ямагучи выходил из трамвая примерно в трех километрах от эпицентра.
При взрыве у Ямагучи лопнули барабанные перепонки, на некоторое время он практически полностью ослеп и получил серьезные ожоги. Проведя ночь в бомбоубежище, наскоро обмазавшись и перевязавшись, он поехал обратно… в Нагасаки.
Через несколько дней Ямагучи сидел в кабинете своего начальника и рассказывал об ужасах, которые ему пришлось пережить во время бомбардировки Хиросимы. В этот момент американцы сбросили "Толстяка". Эпицентр также находился примерно в трех километрах от офиса "Митцубиси".
Скончался Цутому Ямагучи в 2009 году, в возрасте 94 лет, от рака желудка. Незадолго до его смерти японское правительство выдало ему специальный сертификат о том, что он является единственным человеком на Земле, дважды пережившим ядерный взрыв. Надо сказать, что Ямагучи его удача далась далеко не так легко как Вайолетт Джессоп – еще лет 12 после он ходил забинтованным, испытывая боли и мучения. Его дети также получили в наследство серьезные проблемы со здоровьем. Сын Катсутоши умер от рака в 2005 году, в возрасте 59 лет, а дочь Наоко с рождения имеет пониженный уровень лейкоцитов в крови.
Но мы совсем забыли о котиках. Так вот:
После того, как 27 мая 1941 года в 10.49 наводившее на всю Атлантику суеверный ужас германское чудовище по имени "Бисмарк" в последний раз булькнуло и пошло ко дну, британские эсминцы рванулись подбирать выживших. Вместе с уцелевшими кригсмарине HMS "Казак" принял на борт очаровательного черного кота с белой "манишкой". Не зная его настоящего имени, британские моряки дали ему новую кличку Оскар.
Через 5 месяцев, 24 октября 1941 года, "Казак" в составе направлявшегося к берегам Британии конвоя проходил через Гибралтар. На его несчастье неподалеку затаилась лодка "U-563", которая и угостила "Казака" торпедой. Эсминец взяли на буксир, но 27 октября погода ухудшилась, и он затонул, утащив с собою на дно 159 членов экипажа. Кот Оскар выжил.
Фото: ИТАР-ТАСС
Его подобрал авианосец "Арк Ройал" - тот самый, с которого взлетали торпедоносцы "Суордфиш", лишившие "Бисмарк" хода. Кстати, его команда дала Оскару очень похожую на прозвище Джессоп кличку – "Непотопляемый Сэм".
Что случилось с "Арк Ройал"? 14 ноября 1941 года лодка "U-81" шваркнула несчастный авианосец торпедой в правый борт, отомстив тем самым за гордость кригсмарине. Место действия, что характерно, опять-таки Гибралтар. Корабельный кот Оскар снова уцелел. Выживших после катастрофы подбирал эсминец "Лайтнинг", а затем часть из них вместе с котом перевели на эсминец "Легион". Этим двум кораблям тоже не повезет: "Легион" будет потоплен четыре месяца спустя, 26 марта 1942, в результате авианалета, а "Лайтнинг" 12 марта 1943 года будет торпедирован катером "S-55" и тоже отправится "в сундук Дэви Джонса".
Флот Его Величества оказался более суеверным, чем компания "Уайт Стар", и после гибели "Арк Ройяал" Оскара списали на берег уже вчистую, прикомандировав к "Дому Моряка" в Бэлфасте, где тот и скончался в 1955 году. "Дом Моряка" стоит до сих пор.
Кстати, согласно международному своду морских сигналов, поднятый флаг "О" ("Оскар") означает "человек за бортом". Как вы яхту назовете…
Алексей Байков