Новости

Новости

20 июня 2014, 17:25

Конная полиция: кавалеристы на страже города

"План города": Как обучают лошадей для службы в полиции

Чего боятся полицейские лошади? В чем преимущество кавалериста перед пешими коллегами? О том, как молодая лошадь становится строевой, и о многом другом в программе "План города" расскажет корреспондент Антон Кутузов.

Из жеребца в строевую лошадь

Примерно в 2 года жеребята догоняют по росту родителей и набирают основную массу тела. В этом возрасте их начинают приучать к работе на плацу. Когда лошадь начинает узнавать основные команды и привыкает к человеку, ее "обкатывают", или, как говорят конники, "заезжают". Шаг, галоп, рысь – все это лошадь будет учить на протяжении жизни и периодически сдавать экзамены. Причем в полицейский полк попадут только отличники.

Орловская, тракененская, буденовская и ганноверская - лошади именно этих пород служат в полиции. Московский конный полк жеребцов привозит со всей России. Стоимость одного составляет в среднем 30 тысяч рублей. По прибытии животным дается несколько дней на акклиматизацию. Только после этого новобранца ждет курс молодого бойца. Во время обучения для животного специально создают некомфортные условия. Лошадь как боец спецподразделения должна преодолеть свои страхи и – главное – научиться беспрекословно подчиняться наезднику.

"Лошадь должна выполнять любые команды всадника. Бывает такое – в лесопарковых зонах люди разжигают большие костры. И лошадь должна к ним спокойно подходить. Бывают задержанные буйные, которые машут руками специально, или берут и целлофановыми пакетами размахивают перед мордой животного. Но у нас лошадь на это не реагирует никак", - объясняет заместитель командира 1-го кавалерийского батальона 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по Москве Дмитрий Умников.

После того, как лошадь превратилась в такого универсального солдата, она встает в строй. Здесь тоже все как у людей: утренний душ, завтрак и на дежурство. Но а если боец вдруг заболеет, положены больничный и лечение. К примеру, от простуды лошадям помогают избавиться при помощи ингаляций.

"Маска одевается на морду лошади, заправляется жидкость. Жидкость можно использовать такую же, как и у людей. Вот для ингаляции смесь заливается, включается, и лошадь дышит в течение 10 минут", - говорит начальник ветеринарного пункта 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по Москве Геннадий Алехин

Простуда, желудочные колики, аллергии, травмы суставов, - лошади страдают в основном теми же болезнями, что и их наездники. Половина аптечки полкового ветеринара состоит из лекарств, продающихся в обычной аптеке. Только дозы при лечении четвероногих бойцов, действительно, лошадиные. Это и понятно – вес взрослого коня может достигать полутонны. Но, несмотря на свой размер, некоторые медицинские процедуры лошадь воспринимает как человек.

"Они боятся уколов. Не большинство, единицы, но некоторые боятся. У некоторых прямо паника бывает при виде шприца", - утверждает Алехин.

А вот менять подковы лошади не боятся, наоборот - даже любят. Это как человеку одновременно посетить маникюрный салон и обувной магазин. Во время процедуры и копыта лошади почистят, и новые подковы подберут.

"Ровняется сама плоскость копыта. Это рашпиль – как пилочка для ногтей. Чтоб подкова легла ровно, нигде не болталась", - рассказывает кузнец Владимир Орешенков.

Такие косметические процедуры лошадям нужны постоянно. Например, переобуваться четвероногим полицейским приходится в среднем раз в месяц – слишком быстро на службе стираются подковы. Работы кавалеристам хватает. Даже в мегаполисе XXI века без конных патрулей никак не обойтись.

"Безусловно, такие подразделения необходимы в крупных городах, и наше, кстати, самое крупное в Европе. В нем более 400 кавалеристов, более 250 лошадей. Они направляются в основном на патрулирование лесов и парков, массовых мероприятий и футбольный матчей", - говорит заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков.

Конная гвардия

Впрочем, работу полковых лошадей "лошадиной" не назовешь - график как у людей: 5 рабочих дней и 2 выходных. Смена в среднем по 8 часов, но иногда приходится выходить в усиление.

Ежедневно, независимо от времени года, в Москве несут дежурство 74 всадника. Для конных нарядов разработаны 36 маршрутов, которые позволяют контролировать всю территорию столичных лесопарков. В летнее время, в выходные и праздничные дни количество кавалеристов в парках города может быть значительно увеличено.

К тому же конным нарядам регулярно приходится обеспечивать безопасность на концертах и футбольных матчах. В зависимости от сложности мероприятия для его проведения выделяют от 5 до 50 конных полицейских. В рамках госпрограммы Москвы "Безопасный город", которая рассчитана на 2012-2016 годы, в первый и второй конные батальоны регулярно закупаются новые лошади.

Территория вокруг стадиона перед футбольным матчем напоминает шахматную доску. Полицейские должны правильно расставить наряды, чтобы избежать беспорядков. Пешие полицейские, как пешки в игре, – эффективны, но не слишком мобильны. То ли дело кавалеристы – всегда могут сделать ход конем. Роман Гуров и его жеребец по кличке Зевс работают в паре уже много лет и привыкли противостоять толпе.

"Мы всегда работаем парами, и, соответственно, у нас площадь закрытия очень большая. То есть мы можем вдвоем остановить достаточно большую толпу людей и удерживать до прихода пеших нарядов", - объясняет полицейский-кавалерист Роман Гуров.

На футбольный матч, где ожидается около 20 тысяч болельщиков, стягивают несколько сотен пеших полицейских и всего 24 кавалериста, - этого достаточно, чтобы обеспечить безопасность. Эффективность всадников в разы выше, чем их безлошадных коллег.

"Кавалеристы усиливают те наряды полиции, которые у нас обеспечивают общественный порядок. И выставляются в очень сложных местах: коридорах безопасности или местах, где возможны какие-то прорывы или осложнения оперативной обстановки. Умело управляя лошадью, 2 кавалериста могут заменить порядка 10 пеших человек", - рассказывает заместитель командира 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по Москве Андрей Васильев.

С высоты кавалериста

Один из секретов эффективности кавалеристов – это психологическое давление, которое лошадь оказывает на потенциальных нарушителей. Агрессивно настроенные граждане просто боятся шалить рядом с крупным животным. Еще одно важное преимущество в работе всадников – это высота.

"Кавалерист со своей высоты – он видит толпу, которая движется, видит, какие болельщики в ней преобладают. И плюс наряды расставлены таким образом, чтобы можно было отслеживать потоки болельщиков разных команд", - объясняет Роман Гуров.

Первым видит и первым реагирует – скорости всадникам не занимать. Правда, это качество важнее не для массовых мероприятий, а во время патрулирования московских лесопарков. Пока одни лошади тренируются, другие готовятся к выходу на службу.

Старший сержант Анна Палагина снаряжает своего жеребца Самоцвета. Всадники приходят в конюшню за 2 часа до выезда. Перед началом работы боевого товарища нужно привести в порядок и обмундировать: надеть уздечку, потник и седло Анна может буквально с закрытыми глазами. В полиции она служит более 10 лет. Начинала кинологом, теперь – кавалерист.

"С детства, с садика были всякие морские свинки, хомячки. Вот так вот выросли до лошадей. Я спортом занималась уже параллельно с тем, что работала. И потом уже времени не хватало на собак и на лошадей, поэтому решила предпочтение отдать все-таки лошадям", - рассказывает Анна.

В конном полку, как говорят сами полицейские, нет случайных людей. Сюда приходят не по долгу службы, а по призванию. Любовь к животным необходима. Ведь лошадь чувствует настроение человека и на отдыхе, и во время дежурства.

"Ей передается мое эмоциональное состояние. То есть если я спокойный и уверенный в себе всадник – лошадь будет себя так же вести. Если сама чуть запаниковала, подергала – ну, и у нее начинается паника, начинает прыгать, топтать, скакать", - говорит Палагина.

Между тем раздражающих факторов на дежурстве хоть отбавляй. По дорожкам парков, которые патрулируют кавалеристы, бегают дети. Прохожие постоянно пытаются погладить жеребца. Да и собаки зачастую мешаются под ногами.

Но Самоцвет демонстрирует абсолютное спокойствие – сказывается та самая спецподготовка. Во время патрулирования парков всадники, как и пешие полицейские, следят за общественным порядком. Особое внимание шумным компаниям и нетрезвым посетителям.

В целом, как говорят сами кавалеристы, их работа не так уж сильно отличается от службы безлошадных стражей порядка: те же самые ориентировки, патрулирование своего района, если нужно – задержание. Использование животных в большинстве случаев позволяет решать эти задачи эффективнее и быстрее, правда "использованием" работу с животными в конном полку называть не принято. По словам полицейских, лошадей здесь не используют. С ними вместе служат, выполняют поставленные задачи и просто идут по жизни.

закрыть
Обратная связь
Форма обратной связи
Прикрепить файл

Отправить

закрыть
Яндекс.Метрика